Компания Клеффманн Групп представляет результаты исследования источников информации — печатные СМИ и Интернет, которыми пользуются фермеры в профессиональной деятельности. Данное исследование проходит каждый год, что позволяет отслеживать основные тенденции в сфере получения информации. В рамках исследования в опросе участвуют руководители хозяйств, главные агрономы и специалисты. Респонденты отвечают на вопросы: какими источниками информации они пользуются при принятии решений; как часто и какому из них больше доверяют. В исследовании приняли участие 1 796 респондентов.
В топ 3 популярных источников, которые упомянули 50% и более респондентов, входят интернет, мероприятия от компаний-производителей, печатная реклама (газеты, журналы, брошюры). (Рисунок 1).
Доля пользователей интернета увеличилась по сравнению с прошлой волной исследования: если в 2018 интернетом в профессиональных целях пользовались 75% опрошенных, то в 2019 доля выросла и составила 82%. Причем, Интернет для 40% опрошенных является главным источником информации. Что касается следующего по популярности источника информации — мероприятий компаний-производителей, их доля также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 7%. Респонденты проявляют открытый интерес к семинарам и дням поля, которые проводятся крупными производителями агросектора. По словам фермеров, это всегда полезно и укрепляет личный контакт с представителями. Печатная информация стремительно уходит на второй план. Ранее популярные телевидение и радио сильно снизили свои позиции. Радио даже не входит в топ часто используемых источников в профессиональных целях. Все это связано со стремительным распространением интернета повсеместно, а также с общим трендом перехода на цифровые технологии во всех сферах.
Чем же так популярен такой источник, как Интернет? Что там делают фермеры? В основном, используют поисковик для отслеживания прогноза погоды – об этом сообщают 78% пользователей. Также в топ частых запросов в поисковике входят такие, как поиск информации о семенах, средствах защиты растений, удобрениях и сельскохозяйственной технике.
Некоторые респонденты отметили, что используют онлайн-площадки для мониторинга цен на продукцию, а также для ее сбыта.
Также половина опрошенных, использующих интернет, посещают социальные сети.
Лидером в этом сегменте стал такой ресурс как «Одноклассники», их назвали 73% из тех, кто посещает соцсети, 51% назвали «Вконтакте», а доля «Инстаграма», «Фейсбука» и «Твиттера» не превышает 20%.
Интересно отметить, что с прошлого года выросла доля фермеров, которые используют телефон для выхода в интернет на 8%. Для них становится важно получить информацию незамедлительно, когда под рукой есть смартфон. Компании-производители тоже подстраиваются под этот ритм и активно разрабатывают мобильные версии сайтов и мобильные приложения.
Среди наиболее посещаемых земледельцами сайтов можно выделить Agroxxi.ru, Пестициды.ру, Агроном.ру, Агрохим XXI и Зерно онлайн. Также около 30% приходится на сайты официальных организаций, таких как Минсельхоз России и региональные Россельхозцентры.
Таким образом, среднестатистический аграрий ежедневно использует Интернет для поиска информации, с интересом посещает мероприятия производителей и дилеров, выписывает газету или журнал, а также активно обменивается информацией с коллегами.
Анита Березовская, менеджер проектов отдела специальных исследований
