🔹

13 крупных цветочных комбинатов (от 12 до 16 га) были построены в период с 2008 по 2011 годы. Все комбинаты относят к среднему бизнесу с оборотом до 900 млн. рублей в год. Совокупно комбинаты производят 250-270 миллионов стеблей в год и являются крупными работодателями в сельской местности: каждый гектар на цветочных комбинатах создает около 12 рабочих мест с оплатой примерно в 30000 рублей.

При этом спрос на услуги цветоводства в России – весьма перспективный бизнес с точки зрения спроса. По словам Алексея Антипова, председателя НАЦ, организация располагает данными, что Россия – самый большой потребитель роз во всем мире. 15% мирового рынка роз (до полутора миллиардов цветов) приходится именно на нашу страну. 59% всех цветов купленных в России – это розы, поэтому почти все российские цветоводческие предприятия учитывают этот потребительский запрос.

На долю отечественных производителей приходится от 16 до 18 % российского рынка. Отрасль сильно пострадала после введения в 2019 году двадцатипроцентного налога на добавленную стоимость. Для того чтобы покрыть налог, производители тратят более 10 % оборотных средств. Именно жесткая конкуренция на рынке и давление государства послужили толчком к объединению российских цветоводов в единую организацию. Условия, в которых оказались цветоводческие предприятия, вынуждает производителей обращаться за поддержкой к государству, хотя изначально они рассчитывали только на собственные силы.

По результатам вступления России в ВТО в 2013 году, пошлина на ввоз импортных цветов была снижена в три раза (с 15 % до 5 %). Девальвация рубля в 2014 году спасла отрасль от банкротства и позволила ей просуществовать до 2019 года. Одной из ключевых проблем стало появление «серого импорта» из Белоруссии. Если доверять официальной статистике, то союзное государство поставляет до 49,5 % от всех импортных цветов в Россию. По независимой оценке НАЦ – львиную долю этой продукции составляет реэкспорт из Кении, Колумбии, Нидерландов, Израиля, Испании и других стран.

Белоруссия не построила ни одного комбината за последние десять лет, следовательно, не является самостоятельным игроком на данном рынке. Российские производители не способны повлиять на рыночную стоимость цветов. Для того, чтобы определять стоимость им необходимо занимать 51 % рынка, а не 17 % как в настоящий момент.

Один из спикеров, депутат Государственной Думы, Алексей Майоров отметил, что отрасль переживает тяжелые времена. Инвестиционный интерес значительно упал по причине высоких рисков. Отрасль нуждается в поддержке, в том числе и для того, чтобы обеспечить потребителей качественной продукцией по доступной цене. Депутат отметил, что приоритетом должна стать доступность цветов не только в крупных мегаполисах, но и развитие тепличных хозяйств по всей стране.

Депутаты ГД уже осознают необходимость изменить пропорции НДС на экспорт и импорт. Яркий тому пример: принятый весной 2019 года закон, который в два раза увеличил НДС на пальмовое масло и сократил налог для производителей яблок.

По словам Майорова, для цветочной отрасли требуются схожие меры: НДС необходимо снизить с 20 до 10 процентов. Среди других мер также могут быть эффективны ввозные акцизные пошлины.

Цветочная отрасль имеет сильный перекос в сторону импорта (до 83%). Особенно важна роль логистики: если цветы будут доставляться в Россию из Южной Америки и Африки, то их качество будет неизменно более низким, чем собственно российский продукт.

Аграрный сектор имеет значительную государственную поддержку, цветочная же отрасль формально к сельхозпроизводству не относится. Это не дает ей возможность использовать те льготы, которые используют рядовые сельхозпредприятия. Производители цветов не получают льготное кредитование, компенсацию средств на вложение в капитальное строение и т.д. Если правительство примет решение отнести цветочную отрасль к сельхозпредприятиям, то она станет развиваться наравне с другими направлениями растениеводства.

Депутат ГД от Ленинградской области Сергей Яхнюк отметил, что в Ленинградской области уже удалось реализовать два крупных проекта: тепличный комплекс в Выборге и комбинат «Новая Голландия». Производственная база Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет регионам участвовать в государственной программе импортозамещения. Благоприятный инвестиционный климат в отрасли с 2007 по 2013 год способствовал созданию крупных тепличных комбинатов. Среди общих проблем современного овощеводства и цветоводства депутат отметил рост цен на энергоносители, неконтролируемый импорт, введение НДС с 2019 года. Сергей Яхнюк предлагает в качестве реальной меры изменить 145 статью Налогового кодекса, которая ограничивает объем выручки сельхозпредприятия (до 80 млн. рублей), для того чтобы у малых сельхозпредприятий был выбор между уплатой единого сельхозналога, либо НДС. Повышение ввозных пошлин поможет восстановить здоровую конкуренцию в условиях преобладания импорта. По мнению Яхнюка, стоит включить продление сроков кредитов до 12 лет и пролонгации действующих льготных субсидий, выделенных на строительство тепличных комбинатов. Это даст возможность для умеренно успешной конкуренции с такими гигантами цветочной отрасли как Нидерланды, где кредиты выдают под 2-3 % сроком на 25 лет.

Цветоводство создает рабочие места в сельской местности с высоким уровнем оплаты труда и может стать важной частью нацпроекта по возрождению села и привлечь городское население. Крупные цветочные предприятия создают инфраструктуру, которая обеспечивает внебюджетное финансирование сельских территорий.

В выступлении Ахундова Наиль Фагиль-Оглы, члена правления НАЦ, основное место занял серый импорт из Белоруссии. Подобная подтасовка мешает «честным» импортерам из других стран конкурировать на российском рынке и существенно влияет на ценообразование. Российскому рынку требуется «стерилизация» от поставок серого импорта, считает предприниматель. Государство существенно поменяло правила игры за последнее десятилетие и для того, чтобы цветочная отрасль России не умерла, необходимо принять немедленные меры.

Руководство НАЦ осознает, что одной из главных проблем, которая затрагивает все сельское хозяйство России, является отсутствие собственных семенных материалов.

Потерян весь российский селекционный материал, все современные поставки идут из Нидерландов и Германии. В 2020 году НАЦ на базе комбината «Новая Голландия» собирается начать производство собственных луковиц и черенков. В сентябре 2019 года в Национальную ассоциацию цветоводов вошел Пушкинский университет, который готовит кадры и может предложить научную базу для решения проблемы селекционного голода в цветоводстве.

Представители Госдумы РФ также отметили, что семеноводство в цветочной отрасли не получит высоких темпов развития до тех пор, пока не станет полноценной частью сельского хозяйства России на уровне законодательства. Как утверждают представители руководство НАЦ, комплексные меры по защите российской цветочной продукции не ударят по карману конечных потребителей цветов – повышение оптовых цен будет слишком незначительным, чтобы повлиять на розничные. Таким образом, в выигрыше окажутся все три стороны: государство, производители цветов и покупатели, которые будут получать более свежие и целые цветы.

Участники конференции обратили внимание и на культурные последствия возможной гибели отрасли. Без реализации мер по поддержке мы будем нести не только экономические, но и культурные потери, а производители для того, чтобы сохранить рабочие места займутся, к примеру, овощеводством. Это приведет к росту цен на цветочную продукцию. 

Среди предложенных мер по спасению отрасли также обсуждалась необходимость частично компенсировать производителям часть затрат на энергоносители, так как розы – светолюбивые растения, которые нельзя вырастить без дополнительной досветки.

Глеб Объедков

Оригинал статьи на AgroXXI.ru