В последние несколько лет активно развивается новый метод защиты сельскохозяйственных культур, который основан на применении биопрепаратов на основе живых микроорганизмов. В то время как в Европе данный метод уже широко используется среди аграриев, в России рынок биопрепаратов пока что в стадии формирования.

В конце 2019 года компания Клеффманн Групп провела исследование на тему использования биопрепаратов среди российских фермеров в сезоне 2019 года. В опросе приняло участие 1899 респондентов по всей России.

На основании полученных данных выяснилось, что лишь малая часть опрошенных фермеров применяет биопрепараты в России - 15% всех опрошенных респондентов положительно ответили на вопрос об использовании биопрепаратов на основании живых микроорганизмов. Однако можно выделить три региона, которые показали наибольшее количество пользователей биопрепаратов – это Волго-Вятский регион, Северный Кавказ и Поволжье. Данные отображены на Диаграмме 1. Основная часть пользователей биопрепаратов сконцентрирована в средних и крупных хозяйствах с общей площадью хозяйства более 1000 гектар.

Диаграмма 1 (данные в % респондентов)

Среди тех респондентов, которые сообщили, что не используют биопрепараты, было проведено исследование на знание существующих производителей данных продуктов. Россельхозцентр является наиболее узнаваемым респондентами производителем биопрепаратов – наибольший процент непользователей назвали его без подсказки. Среди ответов с подсказкой, лидирующую позицию занимает так же Россельхозцентр.

Также среди непользователей выяснялась их мотивация к применению биологических препаратов, респондентам было перечислено несколько причин к побуждению. Основной мотивацией к использованию биопрепаратов среди не пользователей является возможность получения препарата бесплатно, а также рекомендация коллег. Также более, чем 1/4 всех не пользователей отметила отсутствие какой-либо мотивации к использованию, т.е. вообще не стал бы применять. Представители мелких хозяйств (площадью менее 1 000 га) наименее мотивированы к использованию биопрепаратов. Данные представлены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2 (данные в % респондентов)

Среди пользователей биопрепаратов проводился опрос по иной методологии. Пользователи сообщали об обрабатываемых культурах и их площадях, применяемых продуктах, дозировках, причинах их выбора. Данные части опроса пользователей отображены в обрабатываемых площадях. Основное применение биологических препаратов на основе живых микроорганизмов наблюдается на зерновых культурах.

По данным исследования удалось зафиксировать три типа применяемых продуктов на основе живых микроорганизмов – биопестициды, а именно биофунгициды, микробиологические удобрения, а также регуляторы роста.

Первое место по применению занимает сегмент микробиологических удобрений 47,2% от общей обрабатываемой площади. Вторым по величине сегментом являются биофунгициды - в основном на зерновых культурах. Стоит отметить, что подавляющая часть обработок всеми типами биопрепаратов приходится на предпосевную обработку посевного материала.

Среди всех изученных используемых продуктов на основе живых микроорганизмов наиболее используемыми являются продукты на основе различных штаммов бактерий вида Bacillus sp – 33% от всей обрабатываемой площади. На втором месте продукты на основе бактерий вида Pseudomonas sp. - 20% от всей обрабатываемой площади, на третьем – препараты на основе азотофиксирующих бактерий (Azotobacter).

Среди источников информации при выборе биопрепаратов наиболее авторитетными являются мероприятия компаний-производителей – различные семинары, дни поля - ввиду возможности личного общения и получения более детальной информации «из первых рук».

Основными причинами выбора биологических препаратов являются их эффективность и собственный опыт респондентов. При выборе биопрепаратов респонденты в основном полагаются на рекомендации дилеров и руководства.

Тематика применения биопрепаратов только набирает оборот и в дальнейшем будет только развиваться, поэтому компания Клеффманн Групп продолжит проводить ежегодное исследование для отслеживания динамики этой отрасли.

Анита Березовская, cтарший менеджер проектов Kleffmann Group