Результаты исследования маркетингового агентства «Агростат»

 

Российские сельхозпроизводители высоко оценивают вклад международных компаний в развитие сельского хозяйства РФ. Об этом сообщила директор по связям с органами государственной власти Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Татьяна Белоусович в ходе шестой международной конференции «Пестициды 2015».

По ее словам, еще в марте 2015 г. компании-производители семян и СЗР, объединенные в АЕБ, решили узнать, что думают сельхозпроизводители об их продукции, насколько они доверяют технологиям и продуктам международных компаний, и как они их оценивают.

В июле — августе 2015 г. маркетинговое агентство «Агростат» по заказу АЕБ провело исследование. Оно включало 3 этапа. Первый этап — глубинные интервью, которые совершались в 8 крупных агрохолдингах, обрабатывающих площади от 5,5 до 270 тыс. га в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах (ФО). Затем состоялись интервью с 4 экспертами. Эти два этапа создали базу для проведения массового опроса, который охватил 401 хозяйство в Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском ФО. В хозяйствах опрашивали агрономов и руководителей, т.е. людей, принимающих решения о том, какие продукты использовать для защиты посевов.

Как показал опрос, более половины сельхозпроизводителей считают, что вклад международных компаний в развитие российского земледелия очень серьезен. Около 53% опрошенных видят его во внедрении передовых технологий, 48% добавляют про новейшие селекционные разработки, 45% называют важность обеспечения необходимым ассортиментом СЗР, 42% — создание инновационных действующих веществ (д.в.). Кроме того, 39% аграриев высоко оценивают обучающие программы зарубежных компаний, поскольку понимают, что инновационные продукты и технологии нуждаются в профессиональном сопровождении.

На вопрос о динамике урожайности 60% опрошенных ответили, что за последние 3 года она увеличилась, 32% заявили, что осталась на прежнем уровне, и только 8% говорили о снижении.

Из 60% респондентов, которые отметили увеличение урожайности, 70% назвали причиной роста новые препараты и лучшие сорта и гибриды. То есть большая часть агрономов связала повышение урожайности сельхозкультур с использованием инновационных препаратов по защите растений и новых высокопродуктивных сортов и гибридов. Кроме того, среди причин роста урожаев 40% аграриев выделили погодные условия, 31% — севооборот, 28% — новые технологии, 16% — агротехнику, 12% — внесение качественных удобрений, 4% — увеличение затрат на СЗР, 2% — хорошую работу специалистов.

В заключение сельхозпроизводителям задавали вопрос: «К каким последствиям приведет исчезновение продукции международных компаний с российского рынка?». Большинство респондентов — 64% — связало этот факт с ростом контрафактной продукции, на втором месте (41%) — значительное падение урожайности, на третьем (27%) — отставание от мирового уровня производства сельхозпродукции. Опрошенные называли также такие последствия, как снижение общего технологического уровня сельского хозяйства, уменьшение посевных площадей, падение качества продукции. Лишь 13% ответили, что ничего не случится, и они смогут заменить продукцию международных компаний российскими СЗР и семенами.