«ФосАгро» будет выходить на потребителей в Африке, Латинской Америке и в странах Тихоокеанского бассейна

Своим успешным опытом по модернизации производственных мощностей с использованием наилучших доступных технологий, работы в жесткой конкурентной среде в условиях полноправного участия России в ВТО, привлечения инвестиционных ресурсов на рынках капитала и заемных средств, поделился генеральный директор ОАО ««ФосАгро»», одного из крупнейших в России и мире производителя минеральных удобрений, Андрей Гурьев в рамках Петербургского международного экономического форума на панельной сессии «Российские компании: как заработать на глобальных рынках», сообщает ИА REGNUM.

Напомним, что одной из задач, которую поставил президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском форуме, — ежегодное наращивание экспорта неэнергетических товаров из РФ не менее чем на 6%. «Нам необходимо кардинально и в достаточно сжатые сроки изменить структуру экономики и, как результат, структуру экспорта. Мы ставим цель ежегодно увеличивать российский экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6%», — сказал он.

По словам Андрея Гурьева, стратегия компании по повышению собственной конкурентоспособности основана на постоянной работе над развитием существующих и созданием новых конкурентных преимуществ. Базовым конкурентным преимуществом ««ФосАгро»» является глубокая вертикальная интеграция и обеспеченность основными видами сырья, что дает конкурентный уровень себестоимости готовой продукции при ее неизменно высоком качестве по сравнению с мировыми производителями, заявил он.

Одним из преимуществ компании, повышающим ее конкурентоспособность, стала гибкость производственных линий, позволяющая в предельно сжатые сроки переключаться с выпуска одного вида продукции на другой. «Мы добились большого прогресса в расширении ассортимента продукции, сформированного спросом со стороны фермеров в разных странах, — в 2003 году у нас было три продукта, а сейчас мы производим 25 марок удобрений — и обширная география поставок (продукцию “«ФосАгро»” потребляли в 100 странах мира в 2013 году). Сочетание этих качеств позволяет компании оперативно реагировать на изменение спроса, работать в высокомаржинальных нишах рынка и нивелировать существующую сезонность спроса на минеральные удобрения», — заявляют в ««ФосАгро»».

Мы стремимся выходить на конечного потребителя в разных регионах мира, мы развиваем собственные товаропроводящие сети в России и на международном рынке, открываем представительства, подчеркнул глава компании. В России у ««ФосАгро»» самая крупная розничная дистрибьюторская сеть (емкость единовременного хранения превышает 450 тыс. тонн).

В компании обращают внимание на то, что доступность любой точки мира стала возможной вследствие гибкости производства и разработки новых логистических решений. Одной из первых российских компаний-производителей минеральных удобрений ««ФосАгро»» стала применять контейнерные перевозки при доставке своей продукции за рубеж. Это позволило доставлять ей минеральные удобрения в страны с недостаточно развитой портовой инфраструктурой для разгрузки большегрузных кораблей, но при этом дающих хорошие цены на минеральные удобрения.

Недавно компания открыла офис на одном из быстроразвивающихся рынков минеральных удобрений Юго-Восточной Азии, для поставок минеральных удобрений в страны Азии, Африки, в Австралию и Новую Зеландию. Это в компании объясняют ее стремлением быть ближе к заказчику и понимать не только его нынешние нужды, но и иметь представление о векторе его развития и возможных запросах в будущем. Андрей Гурьев подчеркнул, что у компании есть стремление к созданию собственных офисов и в других регионах мира, в которых прогнозируется интенсивный рост сельскохозяйственного производства, и как следствие - устойчивый рост потребления минеральных удобрений. Офис в Сингапуре помогает компании улучшить позиции на рынках Малайзии, Таиланда, Вьетнама. Компания делает ставку на работу в регионах, где прогнозируется бурное развитие сельхозпроизводства - Африка, Латинская Америка и Тихоокеанский бассейн. На рынках Европы, США и Канады, где фаза бурного роста сельхозпроизводства пройдена и серьезного увеличения потребления удобрений не ожидается, стратегия компании заключается в сохранении уже завоеванных рыночных ниш.

«Например, потребление удобрений в Европе достигает 200 килограммов на 1 гектар, а в Индии — 20 килограммов на 1 гектар. Согласитесь — там есть, куда расти», — отметил генеральный директор ««ФосАгро»».

Компания инвестирует в новые исследования и технологии, которые помогут в будущем быть на шаг впереди конкурентов. Не случайно, заявляют в компании, в структуре ««ФосАгро»» — единственный в России отраслевой научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (НИУИФ имени профессора Я.В.Самойлова). А в 2011 г. ««ФосАгро»» выступила с инициативой учреждения конкурса и системы грантов для поддержки молодых ученых-химиков. В марте 2013 года между «ФосАгро» и ЮНЕСКО было подписано соглашение о партнерстве и учреждении системы грантов молодым ученым в рамках проекта «Зеленая химия для жизни». И на этой неделе в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Международное научное жюри определило лидеров среди соискателей грантов за исследования в области «Зеленой химии».

Репутация компании на глобальных рынках не только обеспечивает узнаваемость бренда и продвижение продукции в новые рыночные ниши, но и возможность привлечения инвестиционных ресурсов для реализации серьезных инфраструктурных проектов, отмечают в «ФосАгро». «Например, компания «ФосАгро» в прошлом году разместила пятилетние евробонды по ставке 4,204% годовых, прошло вторичное размещение акций, что позволило привлечь с рынка около 1 млрд долларов инвестиционных ресурсов. В текущем году «ФосАгро» заключила прямое кредитное соглашение с Японским Банком Международного Сотрудничества на 13 лет на общую сумму 440,6 млн долларов под гарантии Японского агентства страхования экспорта и инвестиций. Средняя ставка по кредитному соглашению — значительно ниже купонной ставки по еврооблигациям, выпущенным компанией. Средства будут направлены на создание нового, создаваемого на прогрессивной технологической платформе, агрегата аммиака мощностью 760 тыс. тонн в год. Общий объем инвестиций в реализацию проекта порядка 750 млн долларов. Срок окупаемости агрегата — 15 лет», — сообщает «ФосАгро».

Кроме того, сейчас в рамках группы ««ФосАгро»» реализуется ряд проектов, направленных на повышение эффективности и производительности труда.

Конкурентоспособность компании на мировом финансовом рынке — одна из ключевых составляющих общей конкурентоспособности, отметил Андрей Гурьев. Именно «прозрачность» «ФосАгро», ее понятность для инвесторов, сделала компанию заемщиком «высшей лиги» и открыла доступ к длинным и дешевым кредитным средствам, заявил он.