По итогам 2015 года Поднебесная может выйти на второе место в мире по обороту органических сельхозпродуктов

По прогнозам Organic Trade Association, в 2015 году рынок органической сельхозпродукции Поднебесной вырастет до 9,7 млрд долл., что выведет Китай на второе место в мире в этом секторе. Партнерство с Россией еще более укрепит позиции Китая на экорынке. По подсчетам Союза органического земледелия (СОЗ), после принятия нормативно-правовой базы в России и налаживания товарооборота с Китаем, совокупная доля двух держав на мировом рынке органической сельхозпродукции составит 25% мирового рынка к 2020 году.

По данным СОЗ, площадь сертифицированных органических земель Китая составляет 2,722 млн га, на них производится 7,665 млн т продукции. Органический сельхозсектор Китая представляют 731 сертифицированных производителей, в том числе 14 компаний в 11 других странах. В общей сложности Китай выпускает 3 081 наименований органической продукции.

В 2013 году Китай впервые опубликовал данные о внутреннем рынке органической сельхозпродукции. По данным IFOAM, он составлял 2,58 млрд долл. На тот момент Китай замыкал четверку ведущих рынков органической сельскохозяйственной продукции после США (25,8 млрд долл.), Германии (8,17 млрд долл.) и Франции (4,73 млрд долл.).

Хотя Китай имеет широкий диапазон климатических условий для сельского хозяйства и поддерживает широкое разнообразие сельскохозяйственных культур и домашнего скота, страна импортирует продукты питания. Крупнейшими поставщиками органической сельхозпродукции в Китай выступают США, Австралия и Европейский Союз. Основные импортируемые продукты - овощи и тропические фрукты, сахар, сухофрукты, орехи, специи, киноа, кофе, мед и закуски, такие как мюсли.

У России огромные природные ресурсы для органического земледелия, а у Китая деньги, человеческий потенциал и технологии. Партнерство с Россией выгодно Китаю для дальнейшей экспансии на рынке органического сельского хозяйства. По подсчетам СОЗ, поле принятие нормативно-правовой базы в России и налаживания товарооборота с Китаем, совокупная доля двух держав на мировом рынке органической сельхозпродукции составит 25% мирового рынка к 2020 году. При этом доля России в товарообороте с Китаем может составить 5-7% мирового рынка.

Рынок органических продуктов Китая агрессивно развивается на протяжении последних 10 лет. Несмотря на то, что органическое производство в Китае сегодня составляет менее 1%, оно охватывает около 14 миллионов потребителей, передает пресс-служба СОЗ. Понимание концепции производства органической продукции среди покупателей остается низким. Однако потенциал рынка высок: охват органическими продуктами 5% сельхозрынка Китая включит уже 70 миллионов клиентов.

Китайские покупатели ищут более питательные и безопасные продукты, это два основных маркера высококачественных продуктов. Вместе с ростом качества жизни население Китая стареет. К 2040 году число людей в возрасте 80 лет может достичь 100 миллионов человек. Вместе с этим растет интерес потребителей к продуктам, которые обеспечивают пользу для здоровья, помогают бороться со старением или воспринимаются как более безопасные, особенно в крупных городах.

Основные покупатели органических продуктов в Китае – это средний класс, «белые воротнички», они приобретают около 40% экологической продукции. Также активные потребители органических продуктов – это семьи с маленькими детьми, люди, которые имеют проблемы со здоровьем, представители власти, бизнесмены из Тайбэй и Гонконга, и иностранцы, проживающие в Китае.

В 2012 году, как показали исследования Mintel, 80% процентов китайцев были согласны платить больше за органические продукты и напитки. При этом 56% городских семей утверждали, что они увеличили расходы на органическую продукцию.

По данным Organic Trade Association, в пятерку самых популярных экопродуктов Китая входят: свежее молоко (37%), растительное масло (35%), свинина (33%), говядина (26%) и курица (26%).

Среди потребительских тенденций, которые подстегивают дальнейший рост рынка органической сельхозпродукции Китая:

1. Повышение доходов. Компания Euromonitor прогнозирует прирост общего дохода китайцев до 2020 года на 6,8% ежегодно (прирост 69,2% с 2012 года). Городские домохозяйства, в среднем, имеют доходы в три с половиной раза выше, чем в сельской местности.

2. Увеличение каналов продаж. Рост числа элитных супермаркетов, высоко-рейтинговых отелей и ресторанов, заинтересованных в эксклюзивных здоровых продуктах питания. Число интернет-магазинов и специализированных на органических продуктах магазинов также растет, особенно в городах. Отели, а также высокого класса рестораны, очень заинтересованы в предоставлении уникальных блюд и продуктов, и имеют меньше ограничений по цене. Это площадки, в первую очередь, для богатых и среднего класса китайских покупателей, которых может быть от 125 до 500 млн человек.

3. Интерес к устойчивому развитию. Особенно ярко проявляется среди зажиточных горожан, для которых важно уменьшение выбросов углерода.

Каналы продаж органических продуктов

В 2012 году 75% потребителей делали покупки органических продуктов в супермаркетах, 51% в гипермаркетах.

В последние годы становится все более популярной покупка экопродуктов непосредственно с фермы. Например, число клиентов Тони-фермы растет на 20-50% в год, начиная с 2009 года. Сейчас оно составляет почти 100 тыс. покупателей, включая отдельных лиц, семей, предприятий, школ, ресторанов, специализированных магазинов и розничных торговцев в Шанхае и Пекине. Тони-Ферма приносит стране доход в размере 18 до 24 млн долл. в год. Ее деятельность охватывает 29 тыс. га в восьми провинциях, было привлечено 40 млн долл. западных и китайских инвестиций, а также миллионные государственные субсидии. Покупатели делают заказ онлайн, а компания выполняет его в течение 24-48 часов. В дополнение к собственному производству (морковь, томаты, перец, ягоды и деликатесы), Тони-ферма реализует органическое мясо, яйца, масло, зерно и хозтовары, предоставляемые другими поставщиками.

Среди других ведущих предприятий китайского экорынка: Mahota-ферма, которая базируется в Шанхае и быстро растет; FieldsChina.com, охватывающая 200 городов, и KateandKimi.com, пользующийся популярностью среди молодых клиентов. FieldsChina.com и KateandKimi.com обслуживают иностранцев. Примером специализированных супермаркетов выступает LohaoCity. В 2013 году он рекордно увеличил продажи продуктов здорового питания на 40% по сравнению с 2012 годом. Сеть имеет 27 отделений в Пекине.

Нормативно-правовое регулирование органической продукции

Китай имеет сложную и переменчивую нормативную базу для импортной органической продукции. С 2011 года страна начала требовать, чтобы все органические продукты были сертифицированы аккредитованным государственным сертифицирующим органом. В 2012 году ряд регламентов практически закрыл торговлю с материковым Китаем.

Инновации

Прямые продажи свежих продуктов: некоторые американские поставщики продают продукцию напрямую к китайским потребителям через договоренности между Сельскохозяйственным торговым представительством Министерства сельского хозяйства США и Tmall.com, которая принадлежит китайскому интернет-порталу Алибаба. В 2013 году американские садоводы продали 170 т вишни через предзаказ на этой платформе. Плоды закупаются еще до сбора продукции, затем в течение 48-72 часов переправляются напрямую в Шанхай из западной части США. Покупатели используют онлайн-платформу, чтобы арендовать землю на год и выбирают, что они хотят, чтобы им вырастили. В Jd.com потребители имеют возможность поехать на ферму и забрать продукцию или заказать ее доставку.

Опыт покупок в интернете в Китае отличается от интернет-магазинов в США. Китайские потребители предпочитают посещаемые веб-сайты, которые представляют современную и удобную торговую среду. Гарантии на продукты нет, их редко позволяют возвращать.

Статьи по этой теме

Обсуждение темы на форуме

Книги по теме