Профессионалы считают экопроизводство перспективным направлением развития для российских сельхозпроизводителей

 

Развитие органического сельского хозяйства в России стало главным вопросом на встрече представителей Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, Министерства сельского хозяйства, Роспотребнадзора, Росстандарта и участников реального сектора органического производства, которая прошла в рамках деловой программы агропромышленной выставки «Золотая Осень».

За прошедшие 6-7 лет Россия показывала одни из самых высоких в мире темпов роста органического сельского хозяйства. Почти в 10 раз выросло количество сертифицированных земель под органическое производство, количество производителей выросло в 8-9 раз, а рынок органических продуктов вырос более чем на 60%. Однако продажи органической продукции в торговых сетях  остаются невысокими.

В обороте торговой сети супермаркетов «Азбука Вкуса», органическая продукция занимает 2%, а среди общего количества наименований - 7%. «Речь идет о сертифицированной по международным стандартам органической продукции, которая имеет знакомую нашим клиентам маркировку, - пояснил  руководитель пресс-службы торговой сети Андрей Голубков. - Безусловно, части органического ассортимента мы лишились в результате продуктового эмбарго, и сейчас наибольшее число подобных товаров – это бакалейная продукция. Мы понимаем, что наверняка есть российские продукты, которые могут претендовать на статус органических, но пока они не имеют сертификации, мы не в праве их учитывать. Однако понятно, что рынку органики есть куда расти», - уверен г-н Голубков.

«Во всем мире супермаркеты и гипермаркеты – основные каналы продаж органической продукции, - говорит Генеральный директор Института органического сельского хозяйства Иван Гараев. - Например, в Китае, чей рынок органической продукции на 4 месте в мире с объемом 2,58 млрд долларов, согласно данным Organic Trade Association, 75% потребителей делали покупки органических продуктов в супермаркетах, 51% - в гипермаркетах. Мы должны развивать в России данный тренд», - полагает эксперт.

Пока же сельхозпроизводители лишь налаживают торговые связи с сетями. Например, представители Союза органических фермеров Кубани поставляют продукцию в основном в Санкт-Петербург, Москву, ведут переговоры с несколькими торговыми сетями, в том числе с «Азбукой Вкуса». По словам руководителя Союза Сергея Воданюка, сейчас требования торговых сетей к органической продукции точно такие же, как и к традиционной, хотя ее логистика намного сложнее из-за небольших сроков годности. «В традиционном садоводстве яблоко проходит за сезон 18-20 химических обработок, а наши яблоки выращены методом биологического земледелия. Их нельзя вписывать в готовые логистические решения. Кроме того, в сетях продукция не имеет отдельной полки, она стоит вперемешку с традиционной», - сетует г-н Воданюк.

Торговые сети заинтересованы в большей узнаваемости органической продукции. «Мы бы хотели работать с населением, объяснять, в чем разница между органической и неорганической продукцией», - говорит г-н Голубков. Более того, торговая сеть имеет собственную лабораторию качества и, соответственно, возможность проводить проверки органической продукции.

Ситуацию может изменить новый Межгосударственный стандарт СНГ, касающийся правил производства органической продукции, маркировки и реализации, который по словам представителя отдела технического регулирования и стандартизации продукции агропромышленного производства и легкой промышленности Росстандарта, уже согласован и по плану должен быть представлен в ноябре этого года, передает пресс-служба Союза органического земледелия. Единые правила маркировки, принятые на государственном уровне, позволят российским органическим производителям выделять продукцию, что будет способствовать увеличению ее ассортимента, в том числе в торговых сетях.  

«Один из способов обеспечения потребителей гарантированно качественной продукцией - развитие собственных агропроизводств, которые ведут работу в соответствии с требованиями органик, - считает г-н Голубков. - В этом случае сети имеют непосредственный контроль над процессом. У нашей торговой сети есть такое производство в Калужской области. Мы производим мясо и овощную продукцию», - сообщил он.

«Сегодня люди требуют нового качества продуктов, замечает Ольга Мелентьева, Директор Федерального центра сельхозконсультирования и переподготовки кадров АПК при Министерстве сельского хозяйства РФ. - Рост площадей в органическом сельском хозяйстве в мире в основном происходит за счет развивающихся стран. Помимо огромных земельных ресурсов пригодных для органического земледелия, в России исторически сложились очень сильные школы микробиологии, биохимии растений, почвоведения. Россия может показать наивысший результат в органическом сельском хозяйстве», - полагает г-жа Мелентьева.

В целом, рынок органической продукции рассматривается профессиональным сообществом как новая перспективная ниша для российских сельхозпроизводителей. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил о том, что через 20 лет Россия может занять до 10% мирового рынка органической продукции.