Об этом пишет Арно ван Хоог на портале Вагенингенского университета в разделе www.resource-online.nl: «Ежегодно в Нидерландах продается более 9 миллионов килограммов пестицидов, в основном противогрибных средств (фунгицидов) и средств борьбы с сорняками (гербицидов), из которых 700 тысяч килограммов составляют глифосат. Фермеры инвестируют в пестициды, чтобы поддерживать урожайность и качество своей продукции, а экологи продолжают настаивать на сокращении применения агрохимикатов.
По данным исследования профессора деградации почвы и землепользования Виолетты Гейссен, наибольшее количество и самые высокие концентрации остатков пестицидов обнаруживаются в домашней пыли. Она координирует европейский проект SPRINT, который исследует экологические и медицинские риски использования пестицидов. По ее словам, оценка пестицидов европейским органом оценки EFSA не учитывает перенос ветровой эрозией с поля в окружающую среду или их присутствие в домашней пыли. «Существуют только стандарты на содержание пестицидов в питьевой воде и продуктах питания, но нет стандартов на воздух, почву и домашнюю пыль. Нам необходимо составить карту воздействия и его последствий для здоровья. Никто не знает, например, сколько беременная женщина может вдохнуть через домашнюю пыль, прежде чем возникнет проблема. Сейчас мы проводим эксперименты с кишечным микробиомом, а также с клетками легких и кишечника, которые мы подвергаем воздействию смесей пестицидов, содержащихся в домашней пыли. И мы смотрим на влияние пестицидных смесей в почве, например, на размножение дождевых червей». Эти исследования могут в конечном итоге привести к появлению новых токсикологических стандартов».
Йохан Бирдер, старший научный сотрудник по вопросам здоровья растений Вагенингенского Университета, отмечает в своем отчете «Будущее защиты растений в Европе», что используя более устойчивые сорта и механический контроль над сорняками, или программное обеспечение, которое помогает вносить нужное количество пестицидов в нужное время, «можно отказаться от так называемого календарного опрыскивания, которое было распространено в прошлом». Однако, как отмечает автор отчета, то, что выглядит легко на бумаге, не так просто реализовать на практике.
Бирдер с 2023 года координирует проект European Horizon Europe SUPPORT, который исследует, почему сельскохозяйственная практика отстает в применении экологически чистых инноваций. «Достаточно многое уже разработано, но пока не нашло применения в практике. Причиной этого является ключевой вопрос, на который мы хотим ответить, чтобы дать совет о том, как стимулировать переход к меньшему использованию пестицидов».
Проект SUPPORT изучает выращивание восьми различных культур в десяти европейских странах, уделяя особое внимание людям. «Основной дисциплиной является поведенческая экономика. Например, мы смотрим на роль, которую играет семья. Или влияние советчиков, покупателей и потребителей. Какие возможности банк предоставляет для инвестирования или принятия рисков? Поэтому мы хотим глубже изучить мышление сельскохозяйственного предпринимателя: что влияет на чьи-то решения?» - поясняет Бирдер.
Поиск экологических инноваций в защите растений продолжается. Берт Лотц, руководитель группы прикладной экологии в Wageningen Plant Research, рассказывает: «Например, выращивание яблок в Голландии страдает примерно от двадцати видов грибов, вызывающих гниль плодов. Именно поэтому садоводы опрыскивают фунгицидами около 25 раз за вегетационный период. Влажность играет ключевую роль: влажная погода способствует прорастанию большинства спор плесени. Если вы сможете сохранить яблоню и плоды сухими, у вас есть простая стратегия, позволяющая разорвать жизненный цикл грибов фруктовой гнили».
«В рамках этого разработано решение в виде механического экрана, который устанавливается над яблонями и закрывается перед дождем, - продолжает Лотц. – Да, складной верх работает хорошо, но есть гриб — плесень, который продолжает расти в засушливых условиях. С другой стороны, при наличии «яблочного кабриолета» вы можете целенаправленно бороться с этим, очень точно распыляя на зараженные ветки, чтобы использовать гораздо меньше ресурсов. В конечном итоге, чтобы полностью обойтись без фунгицидов, необходимы сорта яблонь, устойчивые к милдью».
Существуют всевозможные варианты сокращения использования пестицидов, но предметная дискуссия на эту тему становится все труднее, отмечает Питер де Вольф, исследователь открытого культивирования в Wageningen Plant Research.
«Поляризация делает практически невозможным детальную дискуссию о полезности и необходимости. Глифосат теперь стал символом большого сельского хозяйства, яда, химикатов и неестественного. Вы за или против пестицидов. Если, исходя из моего опыта, я не хочу полностью исключать использование глифосата, меня обвиняют в связях с производителем глифосата. Можно выращивать и с меньшим количеством химии, но вообще без нее не обойтись. Основываясь на своем опыте, я лишь даю оценку того, какие последствия может иметь запрет, в частности, на глифосат», - говорит он.
Де Вольф считает, что запрет в настоящее время неразумен: «Это будет откатом назад, потому что фермеры начнут использовать другие химические продукты, которые зачастую менее эффективны и несут больший риск для людей и окружающей среды. Нехимические альтернативы также имеют недостатки. С сорняками можно бороться механическим или термическим способом. Тогда вы значительно потревожите землю и потратите много энергии. Если вам вообще больше не нужна химия, вы, например, сильно отклонитесь от своих целей в области климата».
Де Вольф является руководителем проекта «Ферма будущего» в Лелистаде, где тестируются новые агропрактики, такие как использование роботов и искусственного интеллекта для автоматического распознавания растений-сорняков и индивидуального опрыскивания их гербицидами. «На данный момент, я могу сказать, что эти точные технологии не кажется достаточно жизнеспособными. Фермер вскоре понимает: если мне придется весь день следить за роботом, я с тем же успехом могу сам сесть на трактор, и выйдет дешевле».
По словам Де Вольфа, суть этого технологического развития заключается в интеллектуальном программном обеспечении: «Компьютерный алгоритм рассматривает каждую фазу роста как отдельный вид растения, поэтому его необходимо правильно обучить: это сорняк, это урожай. Вам нужно заполнить базу данных фотографиями, аннотированными людьми, а это очень трудоемко. Фактически, эту сельскохозяйственную технологию следует стимулировать с помощью исследовательской программы и целевого финансирования».
Де Вольф также исследует полосное совмещение культур, когда на одном участке в чередующихся рядах выращивают картофель, пшеницу, лук и морковь. «Первое впечатление, что эта практика способствует сохранению биоразнообразия, потому что на поле всегда есть растения, привлекательные для естественных врагов вредителей, некоторые болезни меньше распространяются. Одна из проблем заключается в том, что мы обеспечиваем мышей едой и приютом круглый год. Колорадский жук также процветает, поскольку зимой выживает в земле. Вы видите, что некоторые проблемы более решаемы, но другие становятся хуже. Урок на данный момент: вы можете сделать это с меньшим количеством химии, но без нее вы вообще не справитесь».
Источник: www.resource-online.nl.
Заглавное фото: Медведева Анна, AgroXXI.ru.
