Россельхознадзор предупреждает: продовольственная безопасность страны напрямую зависит от качества собранного зерна

Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки существует в России 90 лет, со дня создания Государственной хлебной инспекции. Именно в то время, когда Россия стала активным участником мирового зернового рынка, стали необходимы твердые гарантии соответствия зерна стандартам и нормам качества, соблюдения правил хранения и учета всей зерновой продукции.

Государственная хлебная инспекция осуществляла контроль за обеспечением качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при экспортно-импортных поставках, при перемещении зерна внутри страны. Ее специалисты строго отслеживали рациональное использование зерна, осуществляли количественно-качественный учет, контролировали обеспечение качества зерна при отгрузках, хранении, перемещении в соответствии с утвержденными тогда стандартами и законодательством.

В 2005 году в системе началась административная реформа. Правительственная комиссия признала функции инспекции избыточными и определила ее преемником Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

На базе Государственной хлебной инспекции и ее испытательных центров был создан подведомственный Россельхознадзору ФГБУ «Центр оценки качества зерна» с учреждениями, расположенными более чем в 15 зернопроизводящих регионах России.

На территории Воронежской области таким учреждением стал Воронежский филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна», имеющий испытательную лабораторию и орган по сертификации, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации и включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Опытные специалисты бывшей хлебной инспекции и современная материально-техническая база учреждений позволили Центру оценки занять ведущие позиции в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

19 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 248 о приведении нормативных актов в соответствие с Законом «О техническом регулировании», а основополагающий Закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» с первой до последней статьи был признан утратившим силу. В какой части он не соответствовал нормам, никому не объяснили.

На данном этапе Россия в очередной раз лишилась законодательства и фактически отказалась от государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки. Это создало серьезные риски для обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны, сохранения ее статуса как одного из основных поставщиков зерна на мировой рынок.

Ситуация в Российской Федерации начала меняться летом 2013 года в связи с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», установившего обязательные требования к безопасности зерна и связанными с ним процессами производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Функции по государственному контролю за соблюдением требований этого регламента возложили на Россельхознадзор. С этого времени специалисты Управления пристально следят за выполнением возложенных на них полномочий.

За период действия технического регламента Управлением были проведены надзорные мероприятия по соблюдению указанных требований, по результатам которых выявлены нарушения и возбуждено более 50 административных дел, которые направлены в суды на рассмотрение. Размер наложенных штрафов превысил один миллион рублей.

Центром оценки качества зерна зарегистрировано более 300 деклараций по формам Таможенного союза, тем самым подтверждена безопасность более миллиона тонн зерна и продуктов переработки, полученных с урожая прошлого года. При этом выявлено около 20 тысяч тонн несоответствующего нормам зерна.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к зерну осуществляется на этапах производства (применение комплекса агротехнических мероприятий, направленных на выращивание зерна), хранения (соблюдение требований при технологическом процессе, создание в зернохранилищах условий, обеспечивающих безопасность зерна), перевозки (перемещение зерна при его обращении), реализации (купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера), утилизации (использование зерна, не соответствующего требованиям технического регламента, в отличных, от предназначенных ранее, целях, либо приведением зерна в состояние, не пригодное для любого его использования).

Управление обращает внимание на то, что объектом контроля являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанные виды деятельности. И напоминает, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускаемое в обращение на территории Таможенного союза, в обязательном порядке должно проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям, установленным техническим регламентом.

Действительным документом, подтверждающим безопасность зерна, является декларация о соответствии, зарегистрированная в органе по сертификации, который включен в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и размещен на сайте Росакредитации (http://fsa.gov.ru).

Таким образом, каждая партия зерна должна иметь товаросопроводительные документы, обеспечивающие его прослеживаемость и содержащие информацию о декларации соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента; виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт); количестве зерна; наименовании и месте нахождения заявителя; о наличии в зерне генномодифицированных (трансгенных) организмов в случае, если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9%.

Зерно, полученное с применением ГМО, должно сопровождаться информацией: «генетически модифицированное зерно» или «зерно, полученное с использованием генномодифицированных организмов» или «зерно содержит компоненты генномодифицированных организмов», с указанием уникального идентификатора трансформационного события.

Не допускается выпуск в обращение зерна, если содержание в нем остаточных количеств действующих веществ пестицидов превышает допустимые уровни.

Удобрения, используемые при производстве зерна, должны соответствовать требованиям законодательства Таможенного союза, ровно как и хранение зерна должно осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться требования к процессам хранения зерна, установленным техническим регламентом, а также национальным законодательством государства-члена Таможенного союза.

В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

Специалисты Россельхознадзора сообщают, что неукоснительное соблюдение требований регламента приведет к увеличению на рынке качественного и безопасного зерна. А всем участникам рынка позволит избежать штрафных санкций за несоблюдение норм регламента, которые на сегодняшний день могут доходить до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения и административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Источник: www.communa.ru / пресс-служба Россельхознадзора по Воронежской области