И стали покупать лучшие семена и средства защиты растений

По итогам прошлого года доля АПК в валовом внутреннем продукте Украины составила около 16%, или 223,2 млрд. грн. При этом совокупная прибыль агрокомпаний за последние три сезона выросла на 56%, достигнув почти 27 млрд. грн. Растут и инвестиции: в прошлом году в сельскохозяйственные предприятия было вложено 19,4 млрд. грн., 7,2% из которых составили инвестиции иностранных компаний.

«Все это стало возможным исключительно благодаря ориентации рынка на экспорт», — объясняет аналитик ИА «АПК-Информ» Андрей Купченко. По его подсчетам, за упомянутый период продажи агропродукции за рубеж в денежном выражении увеличились на 85%, составив по итогам 2012-го рекордные $16,9 млрд. Впрочем, это не предел: по прогнозу министра АПК Николая Присяжнюка, объем агроэкспорта в нынешнем году достигнет $22 млрд, пишет «Инвестгазета».

В первую очередь речь идет о поставках на внешние рынки зерновых и подсолнечного масла. Урожай-2013 действительно обещает быть рекордным: по состоянию на 1 ноября было собрано 52,3 млн. тонн зерна, притом что примерно11% площадей еще остаются неубранными. В итоге, по предварительной оценке минсельхоза США (USDA), Украина может занять третье место по экспорту зерновых в мире. Причем значительно расширив географию присутствия: кроме традиционных Южной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки в нынешнем году потребителями украинского зерна станут Япония, Корея, Бангладеш, Индия и Китай.

Правда, хорошие результаты демонстрировали далеко не все отрасли. К примеру, после того как в прошлом сезоне оптовые цены на сахар упали до 4,9 тыс. грн. за тонну при средней себестоимости производства в 6,5-7,2 тыс. грн., на рынке сладкой продукции начался глобальный передел. Отказались от своих сахарных заводов «Кернел» и Sintal Agriculture, работать с этим продуктом стремятся только компании, для которых производство сахара — профильное: «Астарта», «Мрiя», «Укрпроминвест».

Отраслевые изменения и рост производства спровоцировали увеличение количества сделок по слиянию и поглощению. Покупателями выступали в основном крупные холдинги. Если в начале года 30 крупнейших агрохолдингов арендовали 15,7% от всех наделов в стране, то к 1 сентября эта цифра составила 17%. По подсчетам старшего аналитика компании Dragon Capital Тамары Левченко, их совокупный земельный банк увеличился более чем на 400 тыс. га, что составляет площадь, равную половине Черновицкой области.

Больше всего приобретений на счету Ukrlandfarming — крупнейшего агрохолдинга Украины. Компания Олега Бахматюка увеличила земельный банк с 532 тыс. га до 670 тыс. га за счет приобретения украинских активов российского агрохолдинга Valinor и примерно двух десятков агропредприятий помельче.

Не отставали и конкуренты. Крупнейший производитель подсолнечного масла компания «Кернел» купила акции компании «Дружба-Нова» — одной из самых высокотехнологичных в стране. «Индустриальная молочная компания» приобрела предприятие «Агропрогресс», агрокомпания Harmelia стала частью AgroGeneration, а компания ТАКО перекупила активы производителя семян компании «Инсеко». Некоторые агрокомпании в этом году стали обладателями активов за пределами страны. Например, агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» этим летом завершил сделку по приобретению российской компании «Воронеж Агро Холдинг» с земельным банком в 40 тыс. га примерно за $100 млн.

Скупая земли и предприятия, большие холдинги уже задумываются о возврате инвестиций, делая ставку на рост эффективности производства. По оценкам коммерческого директора группы «Росток-Холдинг» Дмитрия Купавцева, за последние годы себестоимость выращивания агропродукции увеличилась на 10-30% на гектар: компании стали покупать лучшие семена, инвестировать в технику, удобрения и средства защиты растений. «В 2013 году, чтобы удовлетворить растущий спрос, мы, например, почти вдвое расширили программу производства семян кукурузы в Украине — для их выращивания было засеяно почти 6,5 тыс. га», — рассказывает директор по производству семян компании «Монсанто» в Украине и России Елена Фомина.

Вкладывать в производство, делить рынки и покупать новые активы компании продолжат и в будущем году. «Сельхозпроизводители достаточно эффективно справляются с основной задачей — увеличением объемов производства. Но для дальнейшего развития им необходима и эффективная реализация продукции, чему на сегодняшний день мешает множество проблем, начиная от падения цен и заканчивая недостаточной пропускной способностью инфраструктуры», — отмечает Андрей Купченко. Компании это понимают и наращивают логистические мощности во всех портах страны. Это позволит им без проблем продать на внешние рынки урожай следующего года, который, по прогнозам Укргидрометеоцентра, будет не так плох, как предполагали в начале осени.