Интервью директора Департамента защиты растений ЗАО «БАСФ» Алексея Макарычева

 

— Алексей Васильевич, как вы оцениваете перспективы рынка средств защиты растений (СЗР) в этом году?

— Несмотря на порядком затянувшуюся весну в этом сезоне, а также на ожидаемое сокращение посевных площадей, в частности, под сахарной свеклой, перспективы 2013 г. в целом видятся на высоком уровне. По нашим оценкам, ожидаемый рост рынка СЗР будет не меньше, чем в 2012 г. А планируемое сокращение площадей под сахарной свеклой и подсолнечником заместят посевы кукурузы, сои и других сельхозкультур.

— Какова стратегия работы BASF на российском рынке?

— Российский рынок крайне важен для компании. Здесь перед BASF стоят долгосрочные задачи по устойчивому развитию сельского хозяйства.

Отечественный АПК развивается очень динамично. Я бы даже сказал, стремительно. В таких условиях к компаниям — участникам этого рынка предъявляются такие требования, как быстрое реагирование на изменяющиеся условия и новаторство. Именно эти качества я бы определил как две ключевые доминанты в работе агроотдела BASF.

Подтверждение тому — производственная технология Clearfield, которую компания в неимоверно короткие сроки успешно вывела на российский рынок вначале на подсолнечнике, а в 2012 г. — на яровом рапсе. Другой пример — фунгициды под брендом AgCelence. За три последних года у российских сельхозпроизводителей появилась возможность работать очень мощными инструментами повышения урожайности и качества сельхозпродукции на зерновых культурах, рапсе, кукурузе и сое.

Еще одна новация, с которой компания стартовала в 2013 г., — это финансовая программа Best Pay, в рамках которой BASF страхует сельхозпроизводителей от возможных рисков, связанных с колебанием рыночных цен на сельхозпродукцию.

— В прошлом году именно аграрное направление стало ключевой точкой роста бизнеса концерна BASF. Мы знаем, что мировой оборот достиг 4,7 млрд евро, увеличившись на 12% по сравнению с предыдущим годом. С какими результатами подразделение средств защиты растений BASF в России закончило 2012 г.?

Действительно, подразделение средств защиты растений BASF на международном рынке, наряду с отделом нефти и газа, снова продемонстрировало рекордные показатели. Для агроотдела в России 2012 г. также стал очень успешным. В прошлом году оборот департамента защиты растений увеличился на 19%. Этот успех мы связываем не только с производственной технологией Clearfield и выводом на российский рынок новых препаратов бренда AgCelence, но и с сохранением лидирующих позиций на традиционных для BASF рынках защиты рапса и сои. Кроме того, несмотря на засуху во многих регионах России, мы смогли увеличить продажи фунгицидов для защиты зерновых на 7%.

Насколько выросли площади подсолнечника, возделываемого по технологии Clearfield в России?

— В прошлом году по технологии Clearfield возделывалось около 1 млн га. Это более 15% посевной площади подсолнечника в России. Хозяйства, которые уже в течение нескольких лет применяют эту производственную систему на полях, подтверждают, что они смогли решить сразу несколько задач: сохранить влагу в почве, уменьшить количество обработок, сократить временные затраты в 4,5 раза, а также покончить с многолетней проблемой с сорняками.

— Каковы планы развития агродепартамента BASF в России в 2013 г.?

— Перспективы роста связаны, в первую очередь, с инновационными продуктами. И в первом ряду стоят фунгициды бренда AgCelence. Речь идет о линейке новых препаратов для защиты ключевых сельхозкультур. Это фунгицид Абакус Ультра на основе пираклостробина и эпоксиконазола для зерновых культур, фунгицид Оптимо для сои и кукурузы, фунгицид Пиктор на основе димоксистробини и боскалида для рапса и подсолнечника и Карамба — фунгицид для рапса на основе метконазола с рострегулирующим действием.

Почему вы связываете перспективы роста с такими культурами, как кукуруза и соя?

— В последние годы отмечается повышение интереса аграриев к производству кукурузы и сои. На этот процесс влияют два фактора. Во-первых, растущий спрос животноводческого сектора, который активно развивается и нуждается в сырье для кормовой базы. А во-вторых, относительно высокие (в отличие от зерновых культур) рыночные цены на кукурузу и сою.

Однако увеличение доли кукурузы и сои в структуре севооборотов грозит накоплением болезней и вредителей, характерных для этих культур. Поэтому очень важно заниматься профилактикой увеличения численности фитопатогенных организмов и проводить мероприятия по борьбе с ними.

В 2012 г. химический концерн BASF стал первой компанией в отрасли защиты растений, которая зарегистрировала единственный на рынке РФ фунгицид на основе пираклостробина для защиты кукурузы и сои. Этот фунгицид получил название Оптимо. Он дает возможность аграриям не только эффективно бороться с болезнями на кукурузе и сое, но и увеличивать стрессоустойчивость культуры к всевозможным неблагоприятным факторам окружающей среды. Как вы знаете, BASF является лидером рынка в сегменте гербицидов для сои. Появление в портфеле компании фунгицида для защиты этой культуры позволит нашим аграриям комплексно и максимально эффективно бороться с большинством биотических факторов, влияющих на урожай и качество сои.

— Какие новинки компания готовит к выводу на российский рынок в ближайшее время?

— К сезону 2013 г. нам удалось многого достичь в области регистрации. Фунгициды Абакус Ультра, Оптимо, Карамба под брендом AgCelence — далеко не полный список. Успешно прошли регистрацию такие ожидаемые новинки, как гербицид Стеллар на основе дикамбы и топрамезона для защиты кукурузы и регулятор роста Регалис для промышленного садоводства. Кроме того, в текущем году компания BASF имеет эксклюзивные права на дистрибуцию глифосатсодержащих гербицидов Раундап и Раундап Экстра на территории РФ.

В будущем компания намерена сохранить приоритет за зерновым сегментом. Мы ведем работы по регистрации нового фунгицидного протравителя на яровом ячмене на основе действующего вещества (д.в.) флуксапироксад, который зарекомендовал себя в Европе и США как высокоэффективное решение. Проводятся также регистрационные испытания трех фунгицидов для защиты посевов зерновых культур в период вегетации.

Однако для достижения рекордных результатов в нашем деле необходимо в первую очередь исходить из интересов конечных потребителей. Поэтому компания планирует серьезные инвестиции в области защиты овощных и технических культур. В частности, на завершающей стадии регистрации на сегодняшний день находится фунгицид с д.в. боскалид и пираклостробин для защиты картофеля и овощных культур.

Основой нашего бизнеса останутся инновационные технологии, такие как AgCelence и Clearfield. Поэтому мы продолжим развитие новаторских решений на масличных культурах.

— Как вы оцениваете емкость и перспективы развития рынка защиты овощей в России? Скажите, окупаются ли инвестиции в регистрацию препаратов для обработки овощей на нашем рынке?

— При планировании регистрации нового препарата для той или иной культуры мы учитываем тенденции развития отрасли, чтобы просчитать отдачу от инвестиций. В целом рынок средств защиты овощных является для нас весьма привлекательным. Мы планируем развитие в этом сегменте с пакетом инновационных препаратов — новых фунгицидов и гербицидов.

Однако, говоря о рынке овощных, необходимо понимать, что под общим названием кроется широкий спектр различных культур — капуста, морковь, томаты, лук. Только основных овощных можно насчитать десятки культур. Для каждой культуры необходимо проводить отдельные регистрационные исследования, соответственно, затраты на регистрацию умножаются.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на опыт Западной Европы. Не все культуры необходимо выращивать на больших площадях: представьте десятки тысяч гектаров кабачков. В этом нет необходимости, хотя данный овощ занимает важное место в культуре питания населения. В развитых европейских странах такие культуры относят к так называемым minor crops (малые культуры). Регистрация СЗР для этих культур возможна при разносторонней поддержке государства. Благодаря этому снижается стоимость исследований, сокращается их количество при наличии результатов из других стран со сходными природно-климатическими условиями и т.д. И это логично: если в рационе питания населения важно наличие тех или иных овощей, то вопрос обеспечения технологии их производства становится стратегическим, даже несмотря на ограниченные площади выращивания.

— На мировом рынке 2012 г. для BASF ознаменовался покупкой биотехнологической компании Becker Underwood. Каковы дальнейшие планы по развитию этого направления бизнеса? Будут ли биопродукты компании выводиться на российский рынок?

— Компания Becker Underwood это международный лидер в области микробиологической обработки семян. Она занимается разработкой и производством инокулянтов и предлагает на рынке средства биологической защиты и полимерное покрытие семян.

Биотехнологическое направление бизнеса для BASF — это еще один шаг в направлении устойчивого развития сельского хозяйства. Успехи в этой области позволят аграриям решать глобальные задачи сельхозпроизводства, оказывая благоприятное воздействие на окружающую среду.

Вывод продуктов Becker Underwood на российский рынок в данный момент находится в процессе обсуждения.

— В основе бизнеса BASF лежит разработка и внедрение инновационных решений. Расскажите о стратегии компании в области научно-исследовательских изысканий?

— Концерн BASF ежегодно увеличивает расходы на научно-исследовательскую деятельность. В 2012 г. затраты на НИОКР составили 1,7 млрд евро.

Инвестиции в научные и технологические разработки — это основа устойчивого развития концерна и гарант высокого качества его продукции. Может быть, поэтому большую долю в числе аграриев, работающих сегодня по технологиям BASF, составляют люди, которых можно смело называть новаторами, или пионерами, в отрасли.

— Могли бы вы нарисовать портрет потребителя продукции BASF в России?

— Это руководители хозяйств, нацеленные на высокий урожай и высокую отдачу от вложенных средств. Они хотят быть высокодоходными и иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке сельхозпроизводителей. Таким аграриям-новаторам всегда интересно все новое — технологии, препараты. Они и есть двигатель прогресса, в том числе и в сельском хозяйстве. И чем больше таких людей будет в России, тем увереннее и оптимистичнее будет наш взгляд в будущее.

— Как развивается ваше локальное производство? Повлияло ли банкротство партнера BASF — волгоградского завода «Химпром» — в ноябре 2012 г. на выпуск препаратов? Ведь, как мы знаем, почти половина ваших пестицидов, реализуемых на российском рынке, выпускалась на этом предприятии.

— Относительно сложившейся ситуации с заводом «Химпром» в Волгограде могу заверить, что данное обстоятельство никаким образом не отразилось на производстве препаратов компании BASF. Мы по-прежнему продолжаем сотрудничать с заводом, и в этом году реализация препаратов, произведенных на волгоградском «Химпроме» из исходных компонентов BASF, по технологиям BASF и под контролем наших специалистов, составит добрую половину всего сбыта в России. Как показывает многолетняя практика, эта площадка остается одним из самых эффективных производств. Качество произведенной здесь продукции BASF, также как и на заводах в любой точке мира, отвечает всем стандартам и соответствует самым высоким требованиям компании.

— Правда ли, что с этого года BASF начал поставки пестицидов в новой экологичной и эргономичной упаковке?

— Впервые новая экологичная упаковка была представлена концерном BASF еще в 2009 г. При ее разработке проводились консультации с сельхозпроизводителями, чтобы максимально учесть их потребности. В результате наши специалисты создали более легкую и удобную в использовании канистру. За счет нового эргономичного дизайна она стала более безопасной и позволяет экономить до 25% рабочего времени при подготовке рабочей жидкости и заправке опрыскивателей.

На европейском рынке новая упаковка появилась в 2010 г. В странах СНГ некоторые препараты BASF стали поставляться в новой экоупаковке уже с 2011 г. На российском рынке переход на новую упаковку начался с 2012 г. На данный момент в экоупаковке представлено несколько препаратов, и в ближайшие пару лет мы планируем перейти на нее полностью.

— Алексей Васильевич, вы определили новаторство и быстроту реакции на изменения в качестве стратегии успеха компании BASF. Можно ли рекомендовать подобную стратегию для сельского хозяйства в целом? Что вы считаете наиболее важным для успешного развития отрасли?

Отрасль сельского хозяйства динамично меняется. Это касается и производства, и взаимоотношений. Мы чувствуем и видим у России огромный потенциал и возможности в области сельхозпроизводства вместе с задачей интеграции в мировую экономику. Впереди много работы.

Сельское хозяйство в глобальной системе должно стать высокотехнологичным, высокодоходным, экономически привлекательным и способным к существованию в условиях высокой конкуренции. Для реализации этого процесса в России требуется серьезная поддержка государства, чтобы российский сельхозпроизводитель работал в максимально приближенных к европейскому уровню условиях субсидирования и поддержки. Только так мы как страна сможем в максимально короткий срок решить задачи продовольственной безопасности и стать серьезным игроком мирового рынка.

 

Беседу вела Диана Насонова

 Опубликовано в газете "Защита растений" №5 за 2013 г.