В последние 5 лет во всем мире и в России постоянно обостряется вопрос производства и обеспечения населения продовольствием.В общих показателях он выражается в снижении объемов производства сельскохозяйственного пищевого сырья и продовольствия, ухудшении их качества и безопасности, глобализации процессов оборота на международном и внутригосударственном рынках. Эти негативные процессы, в свою очередь, тормозят рост всей экономики. Так, по расчетам Международного института продовольственной политики, рост производства сельхозпродукции на 1% обеспечивает рост всей экономики на 2,3-2,5%. Во всех крупных развитых странах ведущей отраслью в производстве сельхозпродукции является зерновое хозяйство. Показательно, что термин «продовольственная безопасность» был официально введен в международную практику в 70-х годах после глубокого зернового кризиса 1972-1973 гг. Россия почувствовала значимость продовольственной безопасности в 1998 г., когда урожай зерновых составил 47 млн т. В декабре 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО: «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». В структуре ФАО этой проблемой занимается несколько комитетов, основным из которых является Комитет по мировой продовольственной безопасности. На основе положений, сформулированных ФАО, продовольственную безопасность на национальном уровне можно определить как способность государства за счет собственного производства обеспечить все население страны основными видами продуктов питания при обязательном условии физической и экономической доступности этих продуктов в количестве и качестве, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и дееспособности человека. При этом необходима максимально возможная независимость государства от внешних источников продовольствия. С точки зрения экономики страны, продовольственная безопасность определяется как состояние ее экономики, при котором всем и каждому гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим продуктам в качестве, ассортименте и объемах, достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и воспроизводства населения страны. Продовольственная безопасность на мировом и государственном уровне обеспечивается за счет потенциала производства основных видов продовольствия, прежде всего зерна. В частности, на Всемирной продовольственной конференции в Риме в 1974 г. было принято решение создать международный резерв зерна в объеме 10 млн т. Основными критериями продовольственной безопасности были установлены объем переходящих запасов зерна и уровень его производства на душу населения. В последующие годы критерии продовольственной безопасности страны существенно повысились: переходящий запас зерна крупных зернопроизводящих стран – не менее 20 млн. тонн; не менее 80% общего объема необходимых продуктов собственного производства; потребление населением продуктов питания с уровнем калорийности не ниже 3000 ккал/чел. в день; создание продовольственных запасов продуктов питания на уровне 20% от общего потребления всем населением страны.
В настоящее время в России идет интенсивное импортзамещение собственного производства продовольственных товаров, в основном за счет мясо-молочной продукции. В общем, за последние 7 лет импорт продовольственных товаров увеличился больше чем в 3 раза. Этому во многом способствует недостаточное производство зерна в стране, которое фактически тормозит и развитие животноводства. Сегодняшнее производство сельскохозяйственной продукции в стране не может обеспечить потребности страны даже на уровне прожиточного минимума. По зерну он удовлетворяется на 85%.
Следует учитывать, что во всех основных зернопроизводящих странах зерновое хозяйство дотационное. Страны ЕС, США, Канада, Япония, Индия вкладывают громадные средства в совершенствование технологий производства зерна. Это позволяет сохранять в странах ЕС – 52,7% потенциальных потерь урожая, США – 44 %, России – 14%. Причем, у нас госдотации (в цене реализации) на производство зерна менее 1% и государство не контролирует рынок зерна. В то же время, в России средняя урожайность, примерно, в 3 раза меньше, чем в странах ЕС и США.
Обозначенные в «Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» ожидаемые результаты: доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70% и за 5 лет увеличить урожайность зерновых культур на 14% по сравнению с периодом 2002-2006 гг., доведя ее до 21,3 ц/га не только не решат, а усугубят проблему недостачи зерна, особенно учитывая, что зерно в России является единственным сельскохозяйственным экспортным товаром, а продукты его переработки – основным продуктом питания для 85% россиян.
Приоритетное развитие зернового хозяйства и прогрессивное наращивание производства зерна злаковых культур, особенно пшеницы, ячменя и кукурузы, не обозначено в провозглашаемых «Программой» основных условиях достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года, как и в разделе: «Развитие приоритетных отраслей растениеводства». В «Программе» нет конкретных экономически обоснованных мероприятий по регулированию рынка зерна в стране: главное – не определяются обязательность и ежегодный объем закупаемого зерна по видам; условия, определяющие спрос на увеличение производства зерна, и желание его продавать государству с целью государственного же формирования оптимального продовольственного баланса страны, удовлетворяющего потребительский спрос всех слоев населения, и потребности экспорта.
Сходная ситуация наблюдается в мире: с 1984 г. мировое производство зерна возрастает в год на 1%, в 2 раза медленнее, чем рост населения. Однако это не касается США и стран ЕС, где производство зерна увеличивается на 15% в год. Причем в этих странах очень жесткая политика в отношении регулирования рынка зерна. Так, в США 50% всего ежегодно собираемого зерна закупается государством в федеральный фонд и на экспорт. Все производство зерна в США, Канаде, Японии и ЕС – дотационное и его оборот жестко контролируется государством. Именно этим, в частности, объясняется тот факт, что США продают зерна на сумму большую, чем страны ОПЕК и Россия – нефти.
Основные мировые производители зерна считают, что к 2010 г. цена на зерно злаковых культур вырастет на 40-45% из-за постоянного удорожания его производства, сокращения числа стран – экспортеров зерна и увеличивающегося расходования на производство биотоплива. Так, в 2008 г. только в США производить биотопливо будут 183 завода, на которых будет переработано 35% всего урожая зерна кукурузы. Увеличивающееся производство биоэталона отрицательно сказывается на производстве и кормового зерна. Со второго полугодия 2007 г. стоимость фуражного зерна в Европе выросла на 50%. Европейские крестьяне предпочитают выращивать пшеницу для производства биотоплива, т.к. это более выгодно и быстрее окупаются затраты. Подобные заводы строят в Краснодарском крае и других регионах России. Этому вопросу большее, чем зерновому хозяйству, внимание уделяется и в «Программе».
Развитыми странами мира большое значение придается контролю и регулированию рынка зерна и, в целом, продовольствия. Идет глобализация систем производства и распределения зерна и пищевых продуктов. Она выражается в концентрации производства и продажи в небольшом числе транснациональных корпораций (ТНК). В настоящее время, 10 ТНК контролируют более 50% мирового производства семян сельскохозяйственных культур, 5 ТНК контролируют 75% мирового рынка зерна злаковых культур и их цены. В результате этого наши отечественные растениеводческие хозяйства и фермеры становятся заложниками зарубежных семян овощных, бобовых и злаковых культур. Семена – первое важнейшее звено пищевой цепи и символ продовольственной безопасности. При отсутствии в стране собственной необходимой и достаточной базы производства семян, положение становится угрожающе серьезным, т.к. «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» ВТО разрешает патентовать семена, другие живые формы и микроорганизмы. Гражданский кодекс РФ в части регулирования оборота семян в стране не защищает наше растениеводство и, особенно, зерновое хозяйство. Около 90% всех производимых в мире пестицидов контролируют 10 ТНК и столько же ТНК контролируют 70 % продаж всех сельскохозяйственных товаров.
Важно, что отдельные ТНК одновременно контролируют большие сегменты мирового рынка семян, товарного зерна и пестицидов. Это значительно повышает степень монополизации сельскохозяйственных продаж и ограничивает возможности доступа на рынок новых игроков.
Интересные данные дает анализ рынка пищевых продуктов в мире. Всего их продается на сумму около 650 млрд. долл. в год. При этом, 5 компаний США продают продовольствия на 308 млрд. долл. в год (47,5% от всех продаж в мире). В стране 4 фирмы контролируют производство и продажу 80 % блочного мяса, 60% зерна и муки, 50% мяса бройлеров и свинины. Дальше следуют Франция – 10%, Нидерланды – 9,2%, Германия – 7,5%, Англия – 6,2%, Япония- 4,3% мирового рынка продовольствия. В общем, 6 стран контролируют 85% всех мировых продаж сельскохозяйственного пищевого сырья, пищевых продуктов и кормов. На долю остальных 140 стран приходится 15% рынка. В странах, основных импортерах продовольствия, к которым относится и Россия, глобализация производства и рынков сельскохозяйственной продукции вызывает депрессию сельского хозяйства, компромиссное питание населения, уничтожение малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса, обеспечивающего основными продуктами питания большинство жителей своих стран. Например, разрушение мелкого и среднего фермерства в Мексике привело к увеличению импорта кукурузы с 2% до 25% от всей потребляемой в стране.
Особую проблему представляет качество и безопасность импортируемого продовольствия. Как правило, оно невысокое. По данным Всемирной организации по здравоохранению, наблюдается в мире непосредственная связь увеличения продажи пищевых продуктов с ростом случаев заболеваний, вызванных ими.
Глобализация производства и продаж сельскохозяйственной продукции связана со спецификой субсидирования фермеров. Так, в США ежегодные субсидии фермерам составляют более 20 млрд долл., причем 86% всех субсидий получаются 20% фермеров, в т.ч. 7,2% ферм дают более 70% всей производимой продукции. Государство жестко контролирует использование субсидий, отслеживанием объемов производства и качества продукции, закупками продукции в федеральные оперативные и резервные фонды и на экспорт, условия хранения продукции, оставляемой как государственная собственность на хранение у производителей на фермах, а также состояния плодородия почв. Учитывается, что интенсивное растениеводство истощает почвы в 40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться и от плодородия почв зависит продовольственная безопасность страны. Эксперты оценивают стоимость восстановление высокого плодородия истощенных почв в сумме 1 млн долл/га.
Подорожание всех основных видов продовольствия в мире напрямую связано с резким подорожанием пшеницы. Так, в США сейчас стоимость тонны пшеницы более 7000 рублей, что составляет рекорд за последние 5 лет. По прогнозам экспертов, переходящие запасы пшеницы в США к середине года уменьшаться до 7,5 млн т, что будет самым низким показателем с 1948 г. Сходная ситуация наблюдается и в России, где сейчас цена тонны продовольственной пшеницы тоже составляет 7000 рублей и может еще вырасти, что, конечно, скажется на дальнейшем подорожании хлеба, макаронных и кондитерских изделий. Этому способствовал необходимый очень высокий уровень экспорта зерна из страны в 2007 г., несколько заторможенный в конце января 2008 г. введением 40% экспортной пошлины на зерно. Ограничительные пошлины на ячмень и пшеницу будут действовать до 1 июля 2008 г. Но такая пошлина не остановит экспорт зерна нового урожая из страны. Учитывая отсутствие сколь-нибудь надежных государственных механизмов увеличения производства зерна в России для сохранения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны экспорт зерна пшеницы и ячменя должен быть ограничен 5-7% от их общего объема после подработки, пока страна не достигнет стабильного валового сбора зерна в 100-110 млн т/год.
В «Программе» объем производства зерна значительно меньше, а уровень экспорта значительно больше. В нашей стране производитель зерна должен точно знать какую гарантированную цену за него он получит после уборки. Естественно, что цена должна вызывать интерес у производителя в расширении посевных площадей и увеличении урожайности, что в свою очередь вызовет спрос на высококачественные семена, новые агротехнологии, методы подработки и хранения. В рамках этой стратегии государство должно четко определить роль и достаточное финансирование ныне нищей сельскохозяйственной науки и ее участие в развитии зернового хозяйства. В этом случае заявление министра сельского хозяйства А.В.Гордеева на первом заседании Общественного совета, что «Идет правильное взаимодействие науки и бизнеса, региональных и федеральных органов власти» наполнится конкретным содержанием.
Оправданной была бы мера по закупке государством по среднерыночным ценам 60-70% всего производимого в стране зерна с последующей жестко регулируемой государством его продажей переработчикам, животноводческим комплексам и другим предприятиям, обеспечивающим страну продовольствием. Это был бы лучший сценарий реализации национального проекта по сельскому хозяйству, поскольку государство взяло бы на себя функцию стимулирования производства зерна и контроля зернового рынка. Это резко сократило бы присутствие на нем теневого бизнеса, расширение и удешевление производства мяса и молока и продуктов их переработки, зависимость страны от импорта продовольствия , который сейчас составляет от 40 до 70% от потребляемого.
В последние 10 лет в России нет существенных сдвигов в развитии зернового хозяйства. В то же время мировая конъюнктура благоприятствует развитию зернового хозяйства. Мировое производство зерновых в 2007-2008 гг. составит ~ 2100 млн т. Ежегодно на мировом рынке продается 100-110 млн т пшеницы, 95% которой поставляют 14 стран. Предложение зерна на рынке на 35-40 млн. тонн отстает от спроса, т. к. закупает его 117 стран. Наблюдается постоянное удорожание основного хлебного злака - пшеницы, что во многих развитых странах приводит к расширению ее посевных площадей за счет других культур, даже сои. Для сравнения укажем, что в настоящее время США и Россия производят в год, соответственно, 100 и 50 млн т пшеницы. Ежегодно увеличивается экспорт зерна из этих стран, однако США является основным экспортером еще и зерна кукурузы, которой России сильно нехватает.
Вопрос производства зерна в стране является жизненно важным, т.к. зернопродукты формируют 45% продовольственного рынка и дают 60 % всего потребляемого белка и 70% углеводов.
Основными проблемами производства зерна в России, как и в других зернопроизводящих странах, выступают: потери от агроклиматических чрезвычайных ситуаций – 72,4% всех потерь, в т. ч. озимые – 30% и яровые – 42,2%; потери от поражения посевов и хранящегося зерна вредителями и болезнями – более 30% всех потерь. Только 14 субъектов РФ обеспечивают себя зерном. Это обусловливает большой поток межрегиональных перевозок зерна и зернопродуктов, что приводит к ухудшению его качества и безопасности, распространению возбудителей болезней и вредителей.
Значительным является теневой рынок зерна, который оценивается в 50 млрд руб. в год.
В отличие от развитых стран, зерновое хозяйство России в большей степени зависит от погоды (на 70%), на 25% от недостатка современных материально-технических ресурсов, в т. ч. высококачественных семян, и только на 5% от человеческого фактора. Неблагоприятные условия работы зернового хозяйства обуславливают высокую нестабильность производства зерна по годам. Эколого-экономическая эффективность производства зерна варьирует по годам с размахом более 1000%, в т.ч. производства пшеницы ~ 159%, ржи ~ 130%, кукурузы ~ 140%. Причем только 50% всего урожая является пищевым зерном. Доля всех инвестиций в зерновое хозяйство составляет менее 1% от их общего объема в российскую экономику. Все зерновое хозяйство страны находится в частных руках, а на зерновом рынке господствуют 10 олигополистов. Контроль безопасности и качества зерна находится на низком уровне. При этом следует учитывать, что более 40% всего собираемого зерна хранится в неприспособленных помещениях.
Не доработан и не принят специальный технический регламент: «Требования к зерну, его производству, хранению, перевозкам, реализации и утилизации». В России нет финансируемого из бюджета государственного заказа на производство зерна, а значит страна не застрахована от зернового кризиса, когда купить зерно будет не у кого. Запланированные в «Программе» средства на проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов в 2008-2012 гг. в среднем 1,4 млрд руб. в год, достаточны для закупки всего 250-300 тыс. т зерна, или 2 кг зерна на человека в год, причем не обязательно зерна пищевого 3 класса, а часто и 4 класса и неклассного. Для страны качество зерна имеет особое значение, т.к. оно в цене хлеба составляет 20% (в США – 5%). Этим обусловлено то, что сейчас для хлебопечения используется 65% муки с ухудшенными свойствами.
В общем, происходит ухудшение биологической полноценности основных мясо-молочных и растительных продуктов питания. Это сопровождается ростом цен на основные продукты питания, который начался с 2002 г. и растет на 1,7-4% в год. Низкий платежеспособный спрос основной массы населения страны еще больше снижает качество товаров, т.к. растет спрос товаров на плохие более дешевые продукты, которые от этого становятся еще хуже. В настоящее время экономическое состояние производства сельскохозяйственного пищевого сырья не позволяет ему проводить масштабного инвестирования в модернизацию производства и выведения его на мировой рынок как конкурентоспособного. Однако эта задача поставлена в «Программе», хотя и не указаны административные и экономические пути ее реализации. Важно, что пока нет государственного серьезного анализа состояния рынка продовольствия и обоснованных рекомендаций по его нормализации в интересах россиян со средними и ниже среднего уровня доходами, с учетом того, что около 60% их тратят на покупку продовольствия 70% своего бюджета.
Вклад в здоровье нации фактора - получение доступного, достаточного по объему и биологически полноценного питания, составлял 70% и во многом определяет успех ее демографического роста. Этим, в частности, объясняется, что рацион россиян в 1973 г. оценивался в 3100 ккал/чел/день, а в 2006 г. - 2700 ккал/чел/день. Интересно, что по данным ФАО, с 1961 г. по настоящее время увеличивается потребление злаков, как основного источника калорий для питания человека – 1500 ккал, т.к. бобовые дают всего 180 ккал, молоко и мясо вместе – 130 ккал. По сравнению с США и странами ЕС, россияне едят хлеба в 2 раза больше.
Многоплановая глобализация производства и реализации сельскохозяйственного пищевого сырья и пищевых продуктов требует национальных защитительных механизмов для минимизации ее отрицательного действия. Во многих развитых странах принят закон о продовольственной безопасности. В США он принят в 1985 г., а в 2002 г. - закон о развитии сельского хозяйства на 10 лет. Развитие страны стараются сделать глобализацию управляемым процессом в первую очередь за счет продуманного плана господдержки сельского хозяйства и регулирования экспортно-импортных операций. Например, соотношение в сопоставимых ценах, экспорта к импорту сельскохозяйственной продукции в США 1 : 1,1, а в России – 1 : 5,6. В России пока нет ни госструктур, ни финансовых возможностей, способных противостоять захвату продовольственного рынка иностранными компаниями. Финансовая неустойчивость сельского хозяйства в целом и высокие риски в зерновом хозяйстве обуславливают нестабильность зернового и продовольственного рынков. Поэтому справедливым является предложение о необходимости создания госкорпорации по производству зерна. Она должна будет обратить внимание на тот факт, что в соответствии с «Программой», с 2008 по 2012 гг. экспорт зерна предполагается увеличить с 18% до 27% всего сбора, а урожайность поднимется всего на 1,3 ц/га. В тоже время, в России значительно меньше господдержка зернового хозяйства и выше экономические потери от зерна и зернопродуктов, чем в развитых странах.
В общем, страна имеет экспортный потенциал зерна в 58 странах. При постоянно повышающейся емкости мирового рынка зерна и его дефиците зерно становится основным источником регулирования состояния продовольственной безопасности всех стран. Одновременно Россия должна наращивать переходящий запас зерна, который по данным зарубежных аналитиков, составляет:
США - 187,2 млн т;
Китай - 68,0 млн т;
Страны ЕС - 29,0 млнт ;
Россия - 5-7,2 млн т.
Регулирование рынка зерна и продовольствия в целом затруднительна, т.к. не развита его инфраструктура и нет производства необходимых и достаточных объемов продовольственных продуктов. Это является одной из основных причин компенсации недостаточности продуктов за счет повышения цен на них. Причем производители это зачастую делают самостоятельно без согласования с властями, т.к. в Китае, например, чтобы поднять цены, надо получить разрешение властей, что весьма очень трудно. Следует также учитывать, что в России нет пока критериев объективной оценки потребительской стоимости зерна и зернопродуктов, других пищевых продуктов. В стране нет законодательных актов, обеспечивающих доступное оптимально необходимое питание всему населению. Вследствие этих причин постоянно падает покупательская способность среднедушевых денежных доходов россиян для крупы, муки и хлеба.
Остро стоит проблема гарантии потребителю качества и безопасности зернопродуктов, включая макаронные и хлебобулочные изделия. Сейчас в России качество и безопасность всех пищевых продуктов регулируется. Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29-Ф3 от 02.01.2000 г.); «Санитарные» правила и нормы – СанПиН 2.3.2.1078-01; «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, СанПиН 2.3.2.1153-02 (дополнение № 1 к СанПиН 2.3.2.1978-01)»; СанПиН 2.3.2.1280-03 (дополнение № 2 к СанПиН 2.3.2.1078-01), Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О техническом регулировании». Качество и безопасность фуражного зерна, зерновых и других кормов в стране пока законодательно не регулируются. Ни один из технических регламентов по качеству и безопасности указанных продуктов пока не принят. Недавно принят ГОСТ на зерно. Однако ни один из указанных документов не позволяет снять острую проблему гарантии потребителю качества и безопасности пищевых зернопродуктов, равно как и сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов и кормов.
Сейчас аналитики различают продовольственную безопасность общемировую, государства, региона, конкретных социальных групп, семьи. Все виды продовольственной безопасности актуальны для России, особенно если учитывать информацию о том, что при использовании методики ООН, в стране доля населения, живущего за чертой бедности, в 3 раза выше критического уровня, а существующее сельскохозяйственное производство удовлетворяет потребности по зерну на 80%. Учитывая, что согласно «Программе» в 2012 г. предполагается реализовывать ~ 56 млн т зерна, причем около 27% его предполагается экспортировать, на одного россиянина в год будет приходиться 300 кг зерна, что в 2,5 раза меньше норм, рекомендуемых ФАО-ВОЗ.
Все приведенные выше данные свидетельствуют о том, что зерновое хозяйство и объемы производства зерна в стране прямо определяют ее продовольственную безопасность и продовольственную независимость. Их ускоренному развитию должно уделяться основное внимание в государственной сельскохозяйственной и продовольственной политике. Для этого в 2009-2012 гг. бюджетное финансирование этой отрасли растениеводства должно увеличиться минимум на 50% и применяться жесткое государственное регулирование зернового рынка, в т.ч. государственные закупки не менее 50% всего урожая зерна для последующего его использования для внутригосударственных нужд и на экспорт. Необходимо также и конкретное государственное регулирование рынка продовольственных товаров, в т.ч. импортируемых, в направлении резкого снижения импортзамещения и наращивания собственного производства. При выполнении всех этих мер, зерновая и в целом продовольственная безопасность страны, может быть достигнута к 2030 году. Именно к этому времени, согласно прогнозам Римского клуба, в мире будет подходить к пику спад производства продовольствия на душу населения, нарастание загрязнения окружающей среды и демографический спад. Россия будет готова минимизировать эти отрицательные тенденции.
О.А. Монастырский, М.П. Селезнева, специально для журнала "Агро XXI"
Зерновое хозяйство как основа продовольственной безопасности страны
Лукьянов Дмитрий
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Дзен.новости | Группа Вконтакте.