Нынешняя весна преподнесла киевским тепличникам сразу несколько неприятных сюрпризов. Они не только не смогли убедить столичных жителей покупать овощи по новым ценам, но и умудрились испортить отношения со считавшимися весьма выгодными российскими и белорусскими потребителями.Все больше уступок от овощеводов требуют и ритейлоры, что на фоне резкого подорожания тепличного бизнеса поставило крест на планах хозяйств относительно дальнейшего расширения их производств.

Недозревший сезон

Продажи ранних овощей в столице разочаровывают тепличников. Как сказал газете Деловая столица заместитель директора Уманского тепличного комбината (реализует продукцию в киевских торговых сетях) Виктор Гордий, нынешний сезон оказался хуже прошлогоднего практически по всем параметрам. «Не радуют как количественные, так и качественные показатели продаж. Во-первых, мы получили невысокий урожай основных тепличных культур — огурцов и помидоров. Эта зима запомнилась рекордно низким количеством солнечных дней, что тут же отразилось на объемах собранных овощей: они как минимум на 20% меньше, чем ожидалось. Во-вторых, на рынке установились невыгодные для хозяйств цены. Несмотря на инфляцию, они сохранились практически на прошлогоднем уровне (13–14 грн./кг в опте)», — говорит г-н Гордий. С ним согласна и начальник отдела реализации компании «Пассат» (продает продукцию Киевской овощной фабрики) Оксана Паламарчук, по словам которой они вынуждены продавать овощи на 3 грн./кг дешевле, чем планировали накануне сезона. «По нашим расчетам, килограмм огурцов и помидоров в оптовой закупке должен стоить не менее 15–16 грн./кг. Но покупать продукцию по таким ценам киевляне не готовы. Ведь в течение нынешнего года существенно подорожала основная борщовая группа, не говоря уже о других продуктах первой необходимости. Соответственно, денег на свежие овощи у потенциальных покупателей остается все меньше», — поясняет г-жа Паламарчук. Руководитель проекта Fruit-Inform Андрей Ярмак рассказывает, что в самом начале сезона тепличники предприняли попытку повысить отпускные цены на 20–25%. «Они не ожидали подвоха со стороны рынка, ведь даже летом и осенью тепличная продукция продавалась дорого — практически по теперешним ценам. Но когда поставленные в розницу по новым ценам овощи зависли мертвым грузом, большинство компаний были вынуждены пойти на попятную», — отмечает он.
Свою лепту в замораживание цен внесла и растущая доля импортной продукции. По данным Андрея Ярмака, сейчас на импорт приходится 27–30% ранних овощей, причем из года в год эта цифра увеличивается. Виктор Гордий добавляет, что порядка 70% этих объемов ввозится в страну нелегально, что позволяет поставщикам предлагать более чем привлекательные цены. К примеру, килограмм турецких помидоров стоит в оптовой закупке не более 11–12 грн. Заместитель председателя правления ОАО «Комбинат «Тепличный» и президент профильной ассоциации «Теплицы Украины» Евгений Чернышенко утверждает, что в столичную розницу активно поставляются свежие овощи из Турции, Испании, Марокко. Возможности выхода на украинский рынок рассматривают и голландские фермеры. Причем из года в год качество импортной продукции повышается, что позволяет ей выигрывать в борьбе за покупателя. Соревноваться с иностранными поставщиками по ценам наши хозяйства не в состоянии — конкурентным преимуществом теплых стран является продолжительный сезон, снижающий себестоимость продукции, а европейских — существенные государственные дотации для сельхозпроизводителей.
Впрочем, эксперты рассчитывают, что к Пасхе, на которую обычно приходится пик продаж ранних овощей, ситуация несколько стабилизируется, что позволит овощеводам повысить цены на 10–15%.

Продавцы меняют ориентацию

Несмотря на нежелание киевлян переплачивать за витамины, столичный овощной рынок по-прежнему остается наиболее привлекательным для тепличных хозяйств. По данным Андрея Ярмака, его емкость составляет не менее 160–180 млн т в год в натуральном выражении и порядка 640–700 млн грн. — в денежном, причем эта цифра ежегодно увеличивается на 20%. Неудивительно, что реализовать свою продукцию в Киеве пытается все больше производителей. Как отмечает заместитель председателя правления Калиновского тепличного комбината Николай Лизогуб, в этом сезоне в столичной рознице широко представлен товар Уманского, Черкасского, Кировоградского тепличных комбинатов, заметно активизировались и крымские хозяйства. «Возможностей попасть на полку киевского супермаркета у региональных теплиц сейчас больше, поскольку крупные сети создают общенациональные логистические центры, откуда затем развозят продукцию по всей стране», — говорит Виктор Гордий. Впрочем, растут и требования сетей к овощной продукции. Если ранее ритейлоры ориентировались в основном на цену, то сейчас, помимо этого, требуют хорошего качества товара, наличия упаковки, своевременной доставки и стабильных объемов. «Чтобы соответствовать этим критериям, мы вынуждены были открыть собственный логистический центр, установить сортировочные и упаковочные линии», — рассказывают на Уманском тепличном комбинате.
Предприятия, работающие по старинке, также могут рассчитывать на сравнительно легкий разовый доступ в розничные сети. Однако заполучить годовые контракты им все сложнее. По словам Оксаны Паламарчук, порядка 50% продукции приходится продавать на рынках и через овощные лотки. Становятся все менее интересными и весьма выгодные в прошлом экспортные поставки. Если ранее столичные хозяйства продавали на внешние рынки (в основном в Россию и Беларусь) 50–60% выращенной зелени, то в этом сезоне данная цифра снизилась на треть. В деньгах же итоги экспортного сезона будут еще скромнее, поскольку, как утверждает г-жа Паламарчук, они вынуждены реализовывать овощи по 9 грн./кг и поддерживают экспортное направление лишь по той причине, что попросту не могут пристроить всю выращенную продукцию внутри страны.
Дело в том, что, к примеру, в той же Беларуси начал функционировать огромный комплекс, включающий несколько тысяч гектаров тепличных земель, что позволило насытить местную розницу недорогой продукцией. Российские конкуренты наших производителей сумели добиться снижения себестоимости за счет более дешевых энергоресурсов. Понятно, что в такой ситуации экспортное направление теряет свою былую привлекательность. Тем более что затраты наших хозяйств, по словам Евгения Чернышенко, наоборот, растут. «К примеру, газ, доля которого в себестоимости тепличных овощей составляет порядка 30%, за год подорожал более чем на треть. Кроме того, с начала года прекратил свое действие закон об аккумулировании НДС, позволявший тепличникам расширять производство за счет сэкономленного налога. Как следствие киевские комбинаты не планируют наращивать тепличные территории. Ведь на сегодняшний день в каждый гектар нужно вложить порядка EUR1,8 млн, что при нынешней рентабельности, не превышающей 10%, окупится не ранее чем через восемь-девять лет», — резюмирует эксперт.
proapk.com.ua