Министры энергетики стран, которые входят в состав ЕС, подписали соглашение о том, что до 2020 г. уровень потребления биотоплива в европейских странах должно достичь 10% от общего объема используемого горючего.На текущий момент в содружестве существует рекомендация по поводу желательности увеличения этого показателя в 2012 г. до 5,75%. Ожидается, что главы правительств членов ЕС одобрят этот план на саммите, который состоится в Германии в марте.
Тем временем лишь две страны - Германия и Швеция - смогли выполнить рекомендацию по поводу достижения в 2005 г. уровня потребления биотоплива в 2%. Существенно осложняет развитии этого направления то, что его себестоимость выше, чем у традиционного горючего. По информации британской компании KBC Peel Hunt, стоимость производства дизельного топлива из рапсового масла приблизительно на 0,3 евро/л (0,39 долл/л) выше, чем у традиционного топлива, даже несмотря на существующие сельскохозяйственные субсидии. Британские производители испытывают трудности в отношении продажи биотоплива, хотя пошлина на него ниже на 20 пенсов/л (0,39 долл/л).
В некоторых странах предпринимается попытка переложить груз расходов при выпуске биотоплива на производителей горючего. Так, Германия заменила льготы на положение об обязательном добавлении в топливо определенной доли биогорючего. По аналогичному пути в 2008 г. пойдет Британия, где в случае несоблюдения требований в отношении содержания биокомпонентов в горючем будет применяться штрафная санкция в размере 15 пенсов/л. Подобная система уже существует во Франции, однако тут производители часто предпочитают платить штраф, чем обеспечивать необходимое содержание биотоплива.
Одним из основных преимуществ расширения использования биотоплива считается возможность снизить выбросы в атмосферу углекислого газа. Однако, при определенных обстоятельствах этого добиться не удается. Так, при переработке пшеницы на этанол часто используется электрическая энергия, которая получается путем сжигания ископаемых, в результате существенно снизить выбросы углекислого газа не является возможным. Кроме того, при выращивании рапса используются удобрения на основе природного газа, поэтому дальнейшее производство из него биодизеля не приводит к желаемому сокращению выбросов углекислого газа и уменьшению зависимости от импортных энергоносителей.
В некоторых случаях использование растительного сырья наносит даже больше вреда окружающей среде, чем сжигание ископаемых. Так, в 2006 г. в Нидерландах стало известно о том, что при осушении почв в Индонезии для насаждения плантаций пальм выбросы углекислого газа составили около 33 т на 1 т произведенного из них пальмового масла вследствие ускорения разложения торфянистой почвы, при этом сжигание пальмового масла вместо ископаемых уменьшает выбросы углекислого газа лишь на 3 т. В результате правительство Нидерландов принесло свои извинение за то, что способствовало развитию производства пальмового масла, а несколько компаний отказались от его использования.
По мнению Питера Енсена (Peder Jensen), члена Европейского агентства по вопросам окружающей среды, для получения энергии европейским странам вместо производства биотоплива из растительного сырья следует это сырья сжигать. Это позволит увеличить количество получаемой энергии, поскольку эффективность работы электростанций выше, чем у автомобильных моторов.
ИК «ПроАгро-Новости»