Правительство РФ отправило на доработку стратегию развития ОЗК

15 декабря 2009 в 10:53
Правительство РФ отправило на доработку проект стратегии развития до 2015 г. Объединенной зерновой компании (ОЗК), сообщили "РБК" несколько источников в правительстве. Представители ОЗК от комментариев отказались. Источники отмечают, что основные возражения были выдвинуты Минэкономразвития РФ. В пресс-службе МЭР РФ сказали, что не комментируют межведомственную переписку.
Как рассказали источники, знакомые с ситуацией, документ был отправлен на доработку из-за отсутствия прописанной стратегии частно-государственного партнерства и высокой стоимости государственного финансирования развития инфраструктуры зернового рынка.
Ранее ОЗК рассчитывало получить от государства финансовую поддержку в размере 45 млрд руб. ОЗК должна представить доработанную версии стратегии до конца декабря 2009 г., отметили источники.
Проект стратегии развития ОЗК отправляется на доработку уже не в первый раз. Так, Минсельхозу России и Минэкономразвития России председателем Правительства РФ Владимиром Путиным было поручено обеспечить до 1 ноября 2009 г. разработку стратегии развития ОАО «Объединенная зерновая компания» на 2009-2012 гг. и на период до 2015 г. Между тем, комиссия правительства по агрокомплексу в начале ноября с.г. отклонила проект и отправила его на доработку.
По информации источников, знакомых с текстом проекта стратегии, в частности, во второй версии проекта были сокращены целевые показатели прироста мощностей хранения зерна ОЗК с 6,6 млн т до 4,4 млн т, объем экспорта к 2015 г. - с 16 млн т до 12,5 млн т в маркетинговый год.
По мнению руководителя аналитического центра ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, достижение показателя в 12,5 млн т экспорта ОЗК к 2015г. возможно, но при условии доведения общего российского экспорта до 40 млн т к тому времени и развития новых рынков поставок российского зерна - в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.
По итогам зернового маркетингового года 2008-2009 гг. (с июля по июль) при собранном урожае зерна в РФ в 108,4 млн т на экспорт было отправлено 23 млн т, а экспортная выручка РФ составила около 4,4 млрд руб. По результатам последнего зернового сезона Россия вышла на 2-е место в мире по экспорту зерна. Запланированный объем экспорта зерновых в сезоне 2009-2010 гг. составляет 18-20 млн т.
По оценкам экспертов, с июля по ноябрь 2009 г. общий объем рынка пшеницы и ячменя в мире снизился: объем экспорта зерна в США упал с июля по ноябрь 2009 г. на 29% с 20,5 млн т до 14,5 млн т, Евросоюза - на 32%, до 13,4 млн т, Украины - на 5%, до 9,3 млн т. Однако, по оценкам аналитического центра «Русагротранс», Россия с начала нового зернового сезона июля по ноябрь 2009 г. экспортировала 10 млн т пшеницы и ячменя, что позволило занять второе место в рейтинге крупнейших поставщиков этих зерновых на мировом рынке после США. По прогнозам центра, падение российского экспорта пшеницы и ячменя в этом году не превысит 2-4%, что позволит стране сохранить второе место по объемам экспорта пшеницы и ячменя.
Между тем, генеральный директор ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев отмечает, что проблемы развития зерновой логистической инфраструктуры России не позволяют эффективно реализовать внутренний и экспортный потенциал страны. Так, проблемой является выбытие подвижного состава. На сегодняшний день парк вагонов-зерновозов стремительно стареет - к 2015г. ожидается списание 77% вагонов. Кроме того, требует развития и портовая инфраструктура. Дефицит портовых мощностей в России составляет, по оценке О. Рогачева, около 15 млн тонн зерна в год.
Как отмечают эксперты, на территории России только порты Туапсе и Новороссийск способны принимать суда класса «Панамакс». Их совместные мощности по перевалке грузов на суда этого типа составляют всего 8,5 млн т в год.
Также специалисты обращают внимание на нехватку мощностей хранения линейных элеваторов. С учетом урожая сезона 2009-2010 гг., оцениваемого в 93 млн т, нехватка мощностей хранения линейных элеваторов составляет не менее 16 млн т.
К 2015г. дефицит портовых мощностей для перевалки зерна в России, по оценке заместителя министра сельского хозяйства РФ Сергея Королева, может достигнуть 20 млн т, элеваторных - 33 млн т. В целом он оценивает общие мощности по хранению зерна в РФ в 118 млн т, включая 34 млн т на элеваторах, формирующих рыночный оборот зерна. Совокупные мощности портов по перевалке не превышают 23-25 млн т в год.
Программой Минсельхоза РФ предполагается удвоение портовых мощностей РФ для перевалки зерна с целью обеспечения экспорта в объеме 30-40 млн т в год. Этот объем экспорта будет сформирован излишками производства зерна в РФ - 120-125 млн т к 2015 г. при внутреннем потреблении не более 85 млн т к тому времени. На цели обеспечения поставок зерна на мировой рынок потребуется не менее 100 млрд руб. до 2015 г., оценивают в Минсельхозе России.
В создании недостающих мощностей по хранению и перевалке зерна и должна принять госкорпорация ОЗК. На сегодня компания располагает перевалочными мощностями в 3,5 млн т. По словам генерального директора ОЗК Сергея Левина, развитие портовых терминалов по экспортной перевалке зерна предполагает как строительство новых объектов на Черном море и Дальнем Востоке, так и модернизацию, реконструкцию существующих. Предполагается за счет этих мероприятий не только увеличить суммарную пропускную способность портов, но и существенно (до 20%) снизить стоимость услуг по перевалке.
Глава ОЗК отмечал ранее, представляя содержание первого варианта проекта стратегии, что предполагается увеличение элеваторных мощностей корпорации с 1,8 млн т в 2009г. до 8,4 млн т к 2015 г.
Также предусматривалось последовательное увеличение доли маршрутных отправок зерна с 1 млн т в 2010 г. до 6 млн т в 2015 г. По оценке ОЗК, это позволило бы увеличить пропускную способность элеваторов и портовых терминалов более чем в 2 раза. В целом ОЗК предполагает к 2015 г. снизить на 500 руб. инфраструктурную составляющую в стоимости каждой экспортированной компанией тонны зерна.
Между тем, участники рынка, не дожидаясь государственных мер, начали самостоятельную реализацию проектов маршрутизации перевозок зерна. Так, 25 ноября 2009 г. в направлении Новороссийского порта со станции «Удобрительная» Московской железной дороги ушел первый поезд из 44 вагонов вместимостью чуть более 3 тыс. т зерна в рамках совместного проекта маршрутизации зерна компаний «Русагротранс» и «Русское Зерно».
Помимо необходимости сокращать целевые показатели 2015 г. по хранению и перевалке зерна, ОЗК сталкивается и с претензиями участников рынка о возможном создании прямой конкуренции бизнесу при реализации намерения госкорпорации занять 40% в российском экспорте зерна.
Однако С.Левин считает, что реализация стратегии ОЗК предполагает ведущую, но не монопольную роль компании на российском зерновом рынке. «ОЗК будет формировать партнерскую сеть из компаний и операторов зернового рынка с правом вхождения коммерческих организаций в уставный капитал госкомпании», - отметил недавно глава ОЗК.
Между тем, именно этот вопрос, как было сказано выше, стал «камнем преткновения» в обсуждении стратегии развития госкорпорации.
Заметим, что Минсельхоз России считает, что принцип частно-государственного партнерства уже реализован в форме учреждения ОЗК. Так, в начале декабря 2009 г. министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник пояснила РБК, что структура ОЗК оформлена на основании включения элеваторов, имеющих доли частного бизнеса, что и есть принцип частно-государственного партнерства.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Объединенной зерновой компании в марте 2009 г. Он постановил внести в качестве вклада в уставный капитал созданной компании акции 31 компании, находящейся в федеральной собственности. В качестве приоритетного направления деятельности ОЗК определены увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, модернизация и строительство элеваторов и портовых терминалов. Президент РФ также одобрил предложения правительства о разработке стратегии компании на 2009-2012 гг. и на период до 2015 г., отвечающей целям ее создания, в том числе предусматривающей привлечение частного капитала.
rbc.ru, "Агенство Агрофакт", www.agronews.ru 
Опубликовано:

В ленту раздела Архив новостей | Обсудить тему на форуме
Рейтинг: 0 Голосов: 0 644 просмотра

Популярное



Комментарии (0)