Америка переживает бум натурализма: ключевым маркетинговым ходом в супермаркетах стало слово organic. Продажи экологически чистых продуктов бьют все рекорды, и, как утверждают эксперты, это только начало.На голливудских приемах светские львы и львицы пробавляются морковкой, сельдереем и цветной капустой, обмакивая грубо нарезанные оковалки в постный соус. Леонардо Ди Каприо раскатывает в демократичной пузатенькой Toyota Prius, самом популярном сегодня "экологическом гибриде". В магазинах экологически чистых продуктов появилась такая невидаль, как длинные очереди у касс. Даже самые незамысловатые книжки о здоровой пище автоматически попадают в списки бестселлеров. А ключевым манком в маркетинге продовольственных товаров стало слово organic.
Америка сегодня переживает бум натуральности во всем. В одежде отдают предпочтение хлопку и льну, автомобиль не должен чихать в атмосферу грязным выхлопом, в диете бесспорный фаворит - пища без химии. Достаточно сказать, что за последние пять лет продажа экологически чистых продуктов питания в США удвоилась, достигнув 16,9 миллиарда долларов. И это только начало, предрекают эксперты.

Жить полезно

Причин у нынешнего бума по меньшей мере три. Первая: Америке, похоже, надоело быть нацией толстых. Ведь в США тучность стала в последние два-три десятилетия форменным бедствием, превратив в жиртрестов более половины взрослого населения. Винят в утолщении среднего американца высококалорийную, напичканную пищевыми добавками, чертовски вкусную и ужасно неполезную еду из "Макдоналдсов", "Бургер-Кингов" и прочих заведений фастфуда. Вторая причина - культ долголетия окончательно упрочился как магистральная житейская философия. Благополучное послевоенное поколение американцев в массовом порядке выходит на пенсию и хочет дожить свой век, чтобы не было мучительно больно. И умереть от "естественных причин". Именно такая экологически чистая формулировка все чаще фигурирует в вердиктах врачей, ставящих точку в историях болезни почивших пациентов. И, наконец, при всех успехах официальной медицины ощутимо повальное разочарование в ее традиционных методах. Альтернатива - стать ближе к природе и потреблять только "натур-продукт".
Сегодня идет постоянная борьба, так сказать, вокруг семантики. Что означает словосочетание "органический продукт"? Должно ли в нем быть все сплошь натуральным? Разумеется, когда конвейерно лепят этикетки на расфасованные продукты, банки и бутылки, то за полиграфический базар производитель отвечает перед общенациональными надзорными инстанциями и многочисленными проверяльщиками разных уровней власти - от местной до федеральной. Теоретически возможно, что кто-нибудь выдает обычный продукт за органический. Но на практике наказания за вольности столь суровы - огромные штрафы и административные санкции вплоть до остановки производства и закрытия фирмы, - что вероятность надувательства крайне невелика. Есть непреложное правило: чтобы продукт питания имел право именоваться органическим, все его компоненты должны производиться и выращиваться без химических удобрений, пестицидов, биоинженерии и ионизирующей радиации. Животных нельзя кормить антибиотиками и гормонами роста, кроме того, они должны содержаться в щадящих условиях. Только в этом случае инспекция министерства сельского хозяйства выдает специальный сертификат.
По действующим нормам стопроцентно органическим ( Organic) имеет право именоваться продукт, в котором вообще отсутствуют какие-либо химические компоненты. Просто "органические" продукты могут содержать менее 5 процентов химдобавок из утвержденного списка, который лоббисты все время норовят расширить. Вот сейчас, например, они проталкивают через минсельхоз дополнительный список из 38 приправ, красителей, овкуснителей и других ненатуральных ингредиентов. Идея проекта в том, чтобы главный пищевой дозор страны разрешил их "немножечко" добавлять в органические продукты. Адвокаты чистоты протестуют. На кону миллиарды долларов, и пока неясно, кто победит.
А вот на ярлык natural эксперты советуют реагировать критично и обязательно читать "разбивку" компонентов, которую производители обязаны печатать на упаковке. Дело в том, что вредная для здоровья пища нередко бывает совершенно натуральной, как, например, кукурузный сироп, который считают главным виновником американского ожирения. И указание на его стопроцентную натуральность не должно вводить в заблуждение.
Телеканалы и газеты клеймят аграрные фирмы и пищевые корпорации, когда те поставляют в магазины некачественные или зараженные продукты. К позорному столбу публично пригвождают рестораторов и торговцев, подсовывающих осетринку второй свежести. По сведениям Центра по контролю и предотвращению заболеваний, в США ежегодно более 76 миллионов жителей хотя бы раз отравляются продуктами питания.
Что же касается радужных вестей с полей, то в Америке такой пропагандистский позитив никогда не культивировался. С одним исключением: когда речь идет об органических фермах, ранчо и плантациях. К примеру, в штате Вашингтон пять лет назад было всего две "натуральные" молочные фермы, а сегодня их 45. Но вот проблема: спрос в США на органические молочные продукты каждый год растет примерно на 20 процентов, а производство экологически чистых кормов - лишь на 4 процента. Энтузиасты "зеленой" пищи призывают резко увеличить посевные площади под люцерну и соевые бобы. Последние приходится импортировать аж из Китая, а там сложновато проверять их соответствие американским нормам.

Хризантема-лайт

Если бы незабвенный Коровьев попал в один из супермаркетов сети "Хоул фудс" (Whole Foods), у него были бы все основания, как в торгсине, воскликнуть: "Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин!" Последние несколько лет я проторил дорожку в один из этих новомодных сезамов здоровой пищи, расположенный в респектабельном городке Монтклере в штате Нью-Джерси. Отовариваться там - признак не только хорошего тона, но - и это главное! - озабоченности своим здоровьем. Ведь все, что здесь продается, выращено без пестицидов и химудобрений. По крайней мере это декларируется на сайте магазина, на его витринах и стендах. Набор продуктов такой же, что и в обычном супермаркете, правда, стоит все в два-три раза дороже. Даже цветы есть органические, хотя по внешнему виду и запаху не отличишь от обыкновенных.
Впервые, помнится, я вошел в "здоровый" магазин в Бруклайне, районе Большого Бостона, в середине 90-х. Назывался он весьма выразительно - "Хлеб и зрелища". И многие туда действительно захаживали в основном поглазеть. Его, как и многие другие магазины натуральной пищи, поглотила сеть "Хоул фудс". А сама она гордо ведет свою родословную с 1978 года, когда не доучившийся в колледже 25-летний Джон Маккей и его 21-летняя подружка Рене Лоусон заняли у родных и друзей 45 тысяч долларов и открыли магазинчик в Остине, штат Техас. Через три года случилось наводнение, которое буквально смыло все товары, а страховки на тот момент хозяева еще не завели. Но магазин уже настолько полюбился местным жителям, что те единым порывом вышли на серию субботников, сложились вместе с поставщиками, и магазин открылся как новенький. С 1984 года началась всеамериканская экспансия "Хоул фудс", а в 2004 году сеть купила семь магазинов в Великобритании.
Конечно же, этой сетью американский рынок натурпродуктов не исчерпывается. Есть миленькие несетевые магазинчики. Там, как в сельпо, вроде бы все есть, но в ограниченном ассортименте. И еще дороже. Поэтому на стратегический шопинг большинство приверженных здоровому образу жизни жителей моего городка предпочитают ездить в упомянутый сезам в Монтклере. У него есть еще одно преимущество: персонал подбирают из числа энтузиастов, и если спросишь про неведомый бренд, тебе закатят целую лекцию. А продукты можно принести обратно без объяснения причин.
Гигантские сети "нормальных" супермаркетов типа "Шопрайт" или "Стоп энд шоп" смекнули, что начали терять покупателей, и стали в последние год-два лихорадочно заводить собственные сезамы в виде спецотделов натуральных продуктов. Даже в Лас-Вегасе, городе греха, где клубы табачного дыма окутывают казино, а игроки поглощают многослойные гамбургеры, появились энтузиасты органики. Пресса на днях сообщила про образцово-показательный кооперативный магазин-склад, который там открыла 49-летняя Кэти Гарньер. "У нас есть практически все, что любит публика: от замороженной пиццы и итальянской пасты до копченой говядины и шоколадного сиропа, - гордо говорит она. - И все органическое".

Органическая женщина

В сравнении с чеховскими временами "толстый" и "тонкий" поменялись статусами. Сегодня в Америке худоба - признак преуспеяния. Ну, случаются исключения, но они лишь подтверждают правило. Культ фитнеса, конечно же, насаждают с помощью звезд кино и шоу-бизнеса. Они же самые громкие энтузиасты органических продуктов. Моя знакомая, манекенщица и актриса Кэрол Алт, - ходячая реклама строгой натуральной диеты, которую она пользует уже лет пятнадцать. Кэрол 46 лет, но легко можно дать лет на 10-15 меньше, что существенно, учитывая, что она замужем за знаменитым хоккеистом НХЛ Алексеем Яшиным, который моложе ее на 13 лет. В списке "10 супермоделей мира за все времена" Кэрол занимает пятое место, пропустив вперед только Кэти Айрленд, Кристи Бринкли, Жизель Бундхен и Синди Кроуфорд. Больше двух десятилетий Кэрол Алт была одной из самых узнаваемых персон в мире. В 18 лет она стала самой молодой моделью фирмы "Ланком". Ее точеное лицо украшало обложки более 700 журналов. Кроме того, она сыграла в 65 фильмах и телесериалах.
Я пришел к Кэрол в ее офис в Трайбеке, модном районе Нижнего Манхэттена. Она напоила меня натуральным чаем, естественно, без кофеина. Рассказала, как года в 34 ее начали донимать разные хвори, она стала полнеть и появились - о, ужас! - морщины. Нашелся в Лос-Анджелесе врач, который не стал пичкать ее антибиотиками, что согласно общепризнанной методике делают большинство американских врачей, а посоветовал перейти на органическую диету. Так Кэрол и сделала, наступив на горло своим привычкам - пить крепкий кофе по утрам и плотно обедать. Она увлеклась сыроедением, стала завсегдатаем магазинов натуральных продуктов. Написала книгу-бестселлер "Сыроедение" о своих ошибках, заблуждениях и о методах оздоровления.
"Вы можете предложить мне триллион долларов, но я не соглашусь есть термически обработанную пищу, - сказала Кэрол. - Я вовсе не вегетарианка, ем мясо и рыбу в сыром виде, конечно, сашими, тартар, карпаччо, даже стейк, слегка обжаренный, но внутри обязательно сырой. Ем жиры - кокосовое, оливковое, ореховое масло. Ем много, как маньяк. Не боюсь масла, не боюсь жира, как многие другие поборники здорового питания. Они не понимают разницу между сырыми и термически обработанными жирами, то есть трансжирами. Трансжиры - это яд, это балласт, который укладывается вокруг поясницы и в области живота".
А если бы вам, Кэрол, спросил я не без лукавства, предложили русские блины с икрой? Отказались бы? "Зачем? - переспросила она. - Блины можно не жарить, а икра сама по себе сырая. От чего я не собираюсь ни при каких обстоятельствах отказываться - так это от принципов здоровой диеты".
Таких, как Кэрол, фанатов organic в Америке все больше и больше. Их здесь называют health freaks, то есть чокнутыми на почве заботы о здоровье. Для такого вида помешательства нужно помимо желания иметь немалый достаток. Органический овес нынче дорог. Впрочем, во многих случаях речь идет просто о перераспределении бюджета, например отказе от курения и забегов в бар.
Зайдя в американский магазин, даже не обязательно в органический рай, видишь по вывескам и этикеткам, куда ветер дует. Сегодня в моде низкокалорийное, обезжиренное, ноу холестерол, стопроцентно натуральное, без соли и сахара и прочее. У всего изобилия теперь завелся младший братец-вундеркинд, и зовут его "лайт". Началось все с прохладительных напитков и сигарет, затем был покорен продуктовый рынок, а теперь модный тренд, похоже, распространяется вширь и вглубь. Уже поговаривают о лайт-политике, лайт-религии, лайт-экономике, лайт-журналистике.
Я и хотел закончить на лайт-ноте, но вспомнил о не реализованной до сих пор персональной американской мечте, пусть она и несколько смехотворная. Ведь за 12 лет жизни в США я так и не нашел здесь огурцов, помидоров и зелени, которые бы ароматно пахли, как их аналоги с обычной подмосковной дачи, из самодельного, крытого полиэтиленом парничка. Будь то типовые супермаркетовские, или стопроцентно органические, или фермерские рыночные прямо с грядки. Они не пахнут вообще, и все тут! Мне объяснили, что загвоздка в семенах, селекции, аграрных методах. Наверное, это неизбежная плата за изобилие, но, как поется в романсе, "что-то главное пропало".
О. Сулькин, www.itogi.ru