На колесах иномарки можно привести вредителя, который нанесет серьезный урон лесам и сельскому хозяйству.Сотрудники ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» настаивают на том, чтобы все ввозимые на территорию России автомобили обязательно проходили фитосанитарный контроль.
В 1999 г. в Находке при обследовании территории, приближенной к порту (на ней расположены и площадки складов временного хранения), специалисты службы карантина растений обнаружили на деревьях паутинные гнезда — явный признак того, что здесь появился какой-то вредитель. При более тщательном обследовании оказалось, на деревьях уже тысячи взрослых гусениц, которые расползались на окукливание во все стороны.
«Мы выявили на деревьях на площадке склада временного хранения карантинный объект — американскую белую бабочку. Притом в массе! — рассказывает заведующая лабораторией Приморского филиала ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» Тамара Фрейман. — И ее завезли, скорее всего, к нам с японскими автомобилями (мы и до этого находили в них куколки этой бабочки). Ведь когда гусеницы начинают расползаться, им подойдет любое укромное место - тот же автомобиль. Спрятаться можно где угодно — в остатках почвы под ковриками, в колесах, радиаторе, кузове с мусором или растительными остатками. Не так страшна сама бабочка, как куколка, которая может сохраниться в любом месте».
Американская белая бабочка в России живет только в теплых регионах европейской части. И специалисты карантинной службы совместно с находкинскими коммунальщиками начали активную борьбу с пришельцами - очаг необходимо было уничтожить. Пришлось пилить высокие деревья — всю крону ядохимикатами обработать было просто невозможно. После нескольких таких обработок исследование провели повторно, но часть гусениц переместилась в почву на окукливание. Тогда выручила бесснежная зима — вредители просто вымерзли. Страшно представить, к каким последствиям могло привести распространение американской белой бабочки на нашей территории.
«К счастью, распространения занесенных карантинных вредителей открытого грунта у нас больше не было, — продолжает Т. Фрейман, — ведь борьба с ними требует и больших финансовых затрат».
Среди вредителей, которые могут к нам проникнуть с транспортными средствами, и азиатская хлопковая совка, и японский жук. Эти организмы попадают к нам даже через салон самолета. Есть, например, кукурузный жук, который переселился в салон с ближайшего кукурузного поля в Южной Америке и «высадился» в Югославии.
«За последний квартал 2006 г. только через порт Владивосток было завезено больше 7 тыс. единиц грузовой техники. Именно на ее частях наиболее вероятен занос на нашу территорию карантинных организмов. Поэтому на складе временного хранения приходящие из Японии и Южной Кореи машины проходят специальный досмотр по разработанной методике. После таких зачисток пакеты с остатками чужой почвы уничтожаются на мусоросжигательном заводе, — рассказывает генеральный директор ООО «Рекон» Константин Карнович (компания занимается зачисткой всех транспортных средств, приходящих к нам из-за границы). — По нашему опыту четвертую часть грузовиков и спецтехники необходимо зачищать и замывать, так как на ней имеются пусть даже незначительные остатки чужеземной почвы. А с ней в Россию можно привезти все что угодно. Вообще почва во всем мире запрещена к перевозу из одной страны в другую. Это международное требование. Поэтому когда японские мотогонщики возвращались на родину после гонки, которая проходила в Приморье, то намывали свою технику до блеска - иначе их просто бы не пустили в страну».
По большей части в Европу иностранная техника попадает «на своих колесах». А самый большой завоз техники из других стран приходится как раз на Дальний Восток. Однако фитосанитарный контроль пока проходит только грузовой транспорт. В то же время вероятность того, что карантинные сорняки, вредители и почвенные организмы попадают на нашу территорию на легковых машинах, меньше не становится. А машины от нас перегоняют во все регионы страны. И может оказаться, что через несколько лет где-нибудь вспыхнет очаг той же американской белой бабочки. А завезли-то с машинами.
Когда объемы ввоза техники из-за рубежа выросли в разы, специалисты службы карантина растений начали досматривать и самостоятельные (без груза) транспортные средства и обнаруживать на них вредителей. Была расписана схема взаимодействия с таможней. Капитанам всех пароходов были направлены акты с требованием — на борт должен грузиться только чистый транспорт. Но если в крупных портах его как-то готовят к отправке, то с мелкими портами дело обстоит сложнее.
И если раньше карантинная служба обращала внимание только на грузовые автомобили, то, набравшись опыта, поняла, что этого недостаточно — вредители не разбирают, на каких машинах - грузовых или легковых — оставлять кладки своих яиц. Конечно, охватить весь объем ввозимой на Дальний Восток техники сложно. Однако сотрудники карантинной службы настаивают на тщательном фитосанитарном осмотре не только грузовиков, но и легковушек. Специалисты к этому готовы. Выявлять, локализовать и уничтожать возможных карантинных вредителей надо на границе.
Сегодня же есть и те, кто сопротивляется этим проверкам. Хотя никаких дополнительных хлопот тем, кто привозит машины, они не доставляют — проверки проводятся на складах временного хранения во время таможенных осмотров.
По мнению руководства Приморского филиала ФГУ «Всероссийский центр карантина растений», в этой борьбе должны объединиться все контролирующие государственные структуры (и таможня, и Россельхознадзор, и другие), ведь маленький карантинный вредитель может натворить много бед на всей территории страны.
«Ежедневные новости» / www.agronews.ru