Неделя моды в Нью-Йорке этой зимой не предвещала ничего необычного: вполне себе заурядный смотр фэшн-классиков. Сотни зрителей, желающих увидеть последние творения Нарсизо Родригеса, Версаче, Кельвина Кляйна и других известных дизайнеров, в общем-то и не ждали сенсаций. А они случились. Представленная кутюрье одежда была выполнена не из традиционных тканей вроде кашемира, а из материалов eco-friendly: сасаваши (японской ткани из бамбука), «мирного шелка», при изготовлении которого шелковичные черви не гибнут, и самой обычной конопли.Экомода - самая актуальная тенденция мирового рынка моды: нью-йоркская неделя была первой ласточкой. К именитым дизайнерам вроде Кляйна и Версаче уже присоединились десятки коллег со всего мира. Донна Каран, Стелла Маккартни, Ральф Лорен и Гэри Харви - лишь немногие из тех, кто использует в своих коллекциях выращенный без применения химических удобрений хлопок. Японка Чи Имай, владелица собственной марки Royal Chie и бывший главный дизайнер международного мехового брэнда Royal Fur, только что выпустила новую коллекцию исключительно из «чистого» меха. Даже в Джакарте уже регулярно проходят показы «зелёной» моды Eco Chic Fashion Show, куда съезжаются все азиатские модельеры, шьющие из утилизированного пластика и органических материалов.
Мода на экологию дошагала до подиумов. Мир уже сходил с ума по экопродуктам, экотуризму, экоискусству и экодомам, теперь очередь экоодежды - из тканей и материалов, создание которых не вредит окружающей среде. Рекламные слоганы гласят: джинсы из конопли носятся в разы дольше и не протираются; майки из льна, выращенного без применения пестицидов, не растягиваются и не мнутся; шерсть животных, выкормленных без добавления химикатов на фермах, куда теплее, чем шерсть убитых диких животных; украшения из морских ракушек - самые сексуальные, потому что естественные. Модные журналы Elle, Shape, Vanity Fair и Rolling Stone завели традицию ежегодных специальных «зелёных» выпусков. Интернет пестрит баннерами онлайн-магазинов, предлагающих клиентам исключительно eco-friendly («экодружелюбную») продукцию.
Среди продавцов одежды от кутюр главным пропагандистом экостиля стала сеть магазинов Barneys, заказавшая эксклюзивные «зелёные» линии от Theory, 3.1 Phillip Lim и Stella McCartney и даже выпустившая специальный каталог «зелёной» моды.
«Мы решили, что должны внести свою лепту в повышение экологической сознательности моды», - говорит Джули Гилхарт, директор отдела моды Barneys. Ответственность почувствовали даже масс-маркетовые марки: почти каждый известный брэнд - от Banana Republic до Guess и H&M - уже успел запустить собственную «зелёную» линию. Консервативные Levi’s и Seven for All Mankind начали выпускать экоджинсы. В мае специальную линию открывает и Target в партнерстве с лейблом экодизайнера Рогана Грегори, получившего прошлой осенью престижную награду Vogue Fashion Fund Awards - фонда при Совете модных дизайнеров Америки.
Правда, дизайнеру, вставшему на путь «зелёной» моды, предстоит столкнуться с множеством проблем. «Трудно найти альтернативные материалы, которые по своим качествам сравнимы с традиционными, к которым привыкли клиенты», - говорит Скотт Хан, основавший вместе с Грегори брэнд Rogan and Loomstate. Например, органический хлопок (выращенный с подкормкой из смеси чеснока, перца чили и мыла) в составе одежды практически не отличается от хлопка, выращенного с использованием химических удобрений. Но у некоторых популярных синтетических материалов - например эластичного нейлона - экологичных аналогов фактически и нет.
По мнению Ребекки Эрлей из британского Колледжа искусств в Челси, разработка высококачественных «зелёных» заменителей - всего лишь вопрос времени, а вот проблема загрязнения окружающей среды из-за индустрии моды может оказаться фатальной, если не заняться ею прямо сейчас. По ее словам, средний британец сегодня покупает в два раза больше одежды, чем 10 лет назад. При этом на производство, скажем, одной хлопчатобумажной футболки уходит более 2000 литров воды и 40 граммов пестицидов. К тому же мода с каждым годом меняется всё быстрее: система fast fashion, когда марки создают новые коллекции чуть ли не два раза в месяц, увеличила обороты на много миллионов таких хлопчатобумажных футболок. Их носят, выбрасывают и покупают новые - этот беспрерывный процесс приносит огромную прибыль, и отказаться от такого лакомого куска, конечно, очень сложно.
Так что модельеров приходится подталкивать к созданию экоколлекций. С прошлого года организаторы влиятельной выставки Designers & Agents не берут с молодых «зелёных» дизайнеров комиссию за участие в своих весенних показах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Сегодня в числе участников выставки насчитывается более 50 «зелёных» дизайнеров, а два года назад их было лишь около десятка. В конце прошлого года Marks & Spencer и Harvey Nichols выступили с громким заявлением, обещая потратить по $2 млн на популяризацию экомоды. В середине апреля крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart запускает масштабный проект в поддержку фермеров - производителей органической продукции: компания будет закупать сертифицированный органический хлопок по завышенным ценам, тем самым стимулируя поставки ключевого экологичного материала. «Мы вот-вот станем частью мейнстрима», - радуется Скотт Хан.
До мейнстрима экомоде, конечно, еще очень далеко: по данным Маршалла Коэна, главного аналитика по текстильной промышленности из агентства маркетинговых исследований NPD Group, в объеме продаж одежды в США на долю «зелёных» приходится менее 1%. Правда, уже 18% потребителей знают о существовании экомоды; четыре года назад таких было лишь 6%. Только с 2001-го по 2005 гг. объемы продаж «органической одежды» в Штатах выросли на 55%.Сейчас на Западе уже введена специальная система маркировки - с так называемыми «эколейблами», которые означают, что были прослежены все стадии «жизненного цикла» продукта. Специалисты очень рассчитывают, что рано или поздно покупатели начнут обращать на эти бирочки внимание.
Натали Хормилла, обозреватель блога Fashionista.com, - типичный покупатель. На вопрос, есть ли в ее гардеробе одежда из экологичных тканей, она отвечает: «Даже не знаю». Как и у большинства потребителей, у нее не так много времени на шопинг, и когда она все же выбирается в магазин, то ищет там вещи, которые были бы просто «симпатичными и не слишком дорогими». Об экологии, по ее собственному признанию, она до сих пор как-то не задумывалась. Но, видимо, скоро задумается - над этим трудится уже целая армия дизайнеров, дистрибуторов и поставщиков.
www.runewsweek.ru