9 февраля состоялась пресс-конференция Министра сельского хозяйства РФ А.В. Гордеева. Глава Минсельхоза России ответил на вопросы журналистов по итогам выездного заседания межведомственной рабочей группы по национальному проекту, которое состоялось в Домодедовском районе Московской области.Вопрос: В России продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота. Какие меры в связи с этим планируется предпринять?


Гордеев: Говоря о поголовье крупного рогатого скота, нужно рассматривать две составляющие. К примеру, если сравнивать нас с США, то в расчете на 1 тыс. человек поголовье в США значительно ниже, чем в России, однако объемы среднедушевого производства молока намного больше. Это, прежде всего, связано с продуктивностью коров. В прошлом году мы вышли в среднем на надой 3,6 тыс. кг на корову, тем самым, прибавив продуктивность сразу на 10%.
Считаю, что это не предел, и нам надо стремиться к 5-5,5 тыс. кг в год. Для этого необходимо, используя мировой генофонд, ориентироваться преимущественно на приобретение быков-производителей, а не маточного поголовья, широко использовать современные биотехнологические методы в селекции животных. Напомню, что самый высокий показатель надоев в плановый советский период был 3 тыс. кг.
В целом за прошлый год темпы падения поголовья в стране снизились в два с лишним раза. У нас сеть уверенность, что на 1 января 2008 г. поголовье КРС не будет сокращаться.


Вопрос: Алексей Васильевич, ознакомившись с работой отрасли племенного животноводства в Московской области на примере племзавода «Барыбино», могли бы Вы сравнить перспективы развития этого направления в Рязанской области.


Гордеев: Сложившийся потенциал Московской области экономически всегда был выше, чем в Рязанской области. Прежде всего, это связано с тем, что поблизости находится такой крупный потребитель, как Москва. Тем не менее, в Рязанской области есть свои успехи и потенциал в животноводстве.
Мы видим, что идет рост производства мяса, и в этой части нет сомнений в выполнении принятых на себя регионом обязательств в рамках нацпроекта. Потяжелее обстоят дела в производстве молока, но мы надеемся, что с вводом новых животноводческих комплексов в этом году ситуация изменится.
У сельского хозяйства Рязанской области есть хорошие возможности для развития. При этом надо посмотреть, как правильно реструктурировать производство с тем, чтобы сориентировать сельхозпроизводителей на те рыночные ниши, в которых будет расти спрос на продукцию.


Вопрос: Как Вы относитесь к ограничению доступа иностранных торговцев на российский рынок?


Гордеев: Минсельхоз России не видит в этом никаких проблем. Мы много раз говорили о том, что нам важно не какой национальности человек работает на рынке, а чтобы продавцы представляли, прежде всего, интересы самих производителей. Чтобы они были частью в организации розничной торговли, а не как посредническое звено, зарабатывающее на сельхозпроизводителях и покупателях. Вполне можно предположить, что в нашей многонациональной стране хватит своих граждан, способных торговать на сельхозрынках.
Я прошу не путать сельскохозяйственные и другого профиля рынки. Сельхозрынок - это особое льготное место реализации сельхозпродукции, где покупатель должен иметь возможность приобретать натуральную, качественную продукцию по оптимальным ценам. Здесь не нужны посредники и не должно быть никакого криминала.


Вопрос: Первые итоги реализации национального проекта показали сбой в работе управленческого звена. Какого уровня это больше всего касается, как сейчас обстоят дела?


Гордеев: Говоря об этом, я имел в виду все органы власти, в том числе федеральные. Дело в том, что за последние 15 лет, когда проводилась реформа, органы управления отвыкли выполнять конкретные задачи и показатели. После того, как ввели целый ряд показателей и потребовали за них отвечать, управленческое звено оказалось не готово.
Мы увидели, что в первую очередь сбой идет на уровне муниципальных образований. Во многих муниципальных образованиях поспешили ликвидировать органы управления сельского хозяйства, посчитав, что АПК должен сам по себе выживать. Вместо решения хозяйственных проблем, в частности, по созданию кооперативов, оформлению земли, они занимались популистскими вопросами.
Тем не менее, на мой взгляд, в прошлом году в абсолютном большинстве регионов произошел слом бюрократического, а порой равнодушного и вредного подхода.


Вопрос: Как Вы считаете, сельхозналог - панацея для сельхозпроизводителей?


Гордеев: Надо прямо сказать, что в налоговой системе вообще не бывает панацеи. Единый сельхозналог дает большие преимущества, по просьбе регионов, он несколько раз совершенствовался. Мы будем и дальше идти по этому пути, говоря о том, что сельское хозяйство должно иметь льготную систему налогообложения.
Напомню, что в отрасли наряду с единым сельхозналогом существует общепринятая система налогообложения с несколькими существенными льготами: нулевой налог на прибыль, отсутствие налога на имущество, НДС 10 проц. по социально значимым продуктам питания.
На сегодняшний день создаваемые в рамках нацпроекта кооперативы приравнены к сельхозтоваропроизводителям. Они имеют право переходить на единый сельхозналог. Это в свою очередь должно мотивировать малые формы сельского хозяйства к объединению в кооперативы. Являясь интегрированной структурой, они смогут легче выходить на рынки и решать целый ряд задач.
Сейчас мы с Минфином ведем переговоры с тем, чтобы НДС для кооперативов был таким же, как и для мелких производителей. Считаю, что в этой части мы неплохо продвинулись и, если бы на сельхозпродукцию были обеспечены стабильные цены, то тема налогообложения вообще не звучала.
Пресс-служба