Производство биотоплива требует все больше сырья. Цены на кукурузу бурно растут — спрос на нее предъявляют производители этанола. По мнению ученых, это может создать дефицит кукурузы в бедных странах, импортирующих ее. В США, власти которых активно форсируют переход на биотопливо, рост в этом сегменте скажется на всей экономике. Цена кукурузы за год выросла вдвое — до 3,66 долл. за бушель (25 кг), хотя собран третий по величине за всю историю урожай, а в ближайшие два-три года достигнет рекордных отметок. По мнению президента вашингтонского Института политики земли Лестера Брауна, дороговизна кукурузы может даже спровоцировать массовые беспорядки в странах, где она служит основным продуктом питания, — таких, как Индонезия, Египет, Алжир, Нигерия и Мексика. Эксперты института подсчитали, что потребности американских производителей этанола к моменту сбора урожая 2008 г. составят 139 млн т кукурузы (по оценке министерства сельского хозяйства — только 60 млн т). “Борьба между машинами и людьми за зерно приведет к небывалому росту цен”, — предрекает Браун. По мнению аналитиков J. P. Morgan, цены на кукурузу в этом году составят 4,03 долл. за бушель, на 61% больше, чем в прошлом. В прошлом году правительство США, стремясь сделать страну независимой от импорта нефти и ограничить объем вредных выбросов, обязало производителей смешивать бензин с этанолом. В 2006 г. производство этанола, по подсчетам производителей, достигло 18,5 млн л — в 2005 г. было 14,7 млн л. По недавней инициативе сената использование этанола должно быть доведено до 54,6 млрд л в год к 2010 г., до 68 млрд л к 2015 г. и примерно 168 млрд л к 2025 г. Тогда этанол на 25% вытеснит бензин, сейчас его доля в топливе для машин составляет до 10%. J. P. Morgan пишет, что для удовлетворения потребностей в этаноле США должны производить на 0,5-1 млрд бушелей кукурузы в год больше. Производство этанола субсидируется, но субсидии в основном достаются производителям конечного продукта — бензина с добавками. С прошлого года импортеры зерна стали еще более зависимы от Америки — из-за сокращения экспорта другим крупным поставщиком, Китаем, где тоже растет и производство этанола, и озабоченность по поводу дефицита сырья. “Если биотопливо будет продолжать распространяться по миру, цены на зерновые будут приближаться к их энергетическому эквиваленту, пока на рынке не появятся альтернативные источники энергии”, — считает аналитик британской исследовательской компании LMC International Саймон Бентли. По его мнению, главный вопрос не только в росте цен, но и в том, как повлияет увеличение производства кукурузы на другие сегменты. Возможно сокращение площадей под пшеницу и сою — цены взлетели именно в тот момент, когда фермеры решают, чего и сколько сажать в этом году. Многие из них уже активно закупают оборудование, семена и удобрения для увеличения производства кукурузы, которую собираются посеять вместо других культур. Артур Рагаускас, профессор Института технологии штата Джорджия, считает, что будущее биотоплива не в кукурузе, которая будет расти в цене в соответствии со спросом и станет невыгодной, а в другом сырье, например переработанных промышленных отходах, в том числе от производства той же кукурузы. Американские производители возражают: в долгосрочной перспективе кукурузы хватит и для пищевой промышленности, и для производства топлива. Рост цен на кукурузу уже почувствовали на себе производитель мясных продуктов Tyson Foods, которая начинает переводить производство кормов за рубеж, Coca-Cola и PepsiCo, поднимающие цены, чтобы компенсировать затраты на кукурузный сироп для своих напитков. О росте цен предупреждает и Heinz.
К. Корюкин, www.vedomosti.ru