Федеральная антимонопольная служба (ФАС), как стало известно «Ведомостям», дала согласие на создание специализированного зернового перевозчика, который получит почти 8000 зерновозов.На прошлой неделе ФАС дала согласие на создание компании «Русагротранс», которая станет «внучкой» РЖД и «ЛП транса», рассказал «Ведомостям» управляющий директор Русской транспортной компании (РТК) Олег Рогачев. Это подтвердили замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин и представитель Первой грузовой компании (ПГК) Екатерина Герасимова. По словам Рогачева и Герасимовой, после решения ФАС начат процесс регистрации новой компании.
«Дочка» РЖД — Первая грузовая компания вносит в уставный капитал новой компании 7997 специальных вагонов для перевозки зерна — зерновозов — и получит 51% «Русагротранса». «Дочка» «ЛП транса» — Русская транспортная компания внесет в уставный капитал 3,68 млрд руб. собственных средств и получит 49% новой компании.
«Русагротранс» предложит участникам рынка новую схему перевозок зерновых — в первую очередь в южных регионах, говорит Рогачев. При повагонной схеме (которая действует сейчас) зерно грузится в вагоны более чем на 700 станциях, мощность погрузочных элеваторов, по данным РТК, не превышает 100 т в час, а один состав включает вагоны с зерном разных экспортеров для погрузки на разные суда. «Русагротранс» предлагает перейти на технологию маршрутных поездов: сократить число точек отгрузки до 30-40 (мощность элеваторов при этом планируется довести до 1000 т в час) и формировать экспортные судовые партии уже на элеваторах. Около 2 млрд руб., по словам Рогачева, «Русагротранс» планирует потратить на строительство пяти новых линейных перевалочных элеваторов и реконструкцию 17 существующих на узловых железнодорожных станциях. Еще 2 млрд руб. компания собирается потратить на закупку 4500 новых зерновозов.
У РЖД и ПГК сейчас, по данным Рогачева, 32 546 зерновозов, средний возраст которых — 24,6 года. Из них реально годны к перевозке зерна 13 000-14 000, уточняет директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании Алексей Раснецов. «РЖД не включала в свою стратегию покупку новых зерновозов, потому что у них есть более доходные грузы. “Русагротранс” — первая компания, которая будет специализироваться на рынке зерна. Это положительно», — говорит он.
В зоне Северо-Кавказской железной дороги уже есть готовая элеваторная инфраструктура, говорит гендиректор зерновой компании «Разгуляй» Тимур Бутов, и новая схема будет выгодна компаниям — владельцам этих элеваторов. «Дело перевозчика — обеспечивать вагоны и возможность перевозки», — добавляет он. «Мы можем увеличить норму погрузки на своих элеваторах, но управление ими — совершенно отдельный от перевозок бизнес», — соглашается Раснецов.
А. Воронина, www.vedomosti.ru