Личные подсобные хозяйства - одна из самых распространенных форм экономической активности населения России, а в сельской местности - самая распространенная. Это и раньше было известно, а с проведением в 2006 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи документально зафиксировано.Об этом рассказал на конференции в селе Кинель-Черкассы директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, академик РАСХН Александр Васильевич Петриков, сообщает АГРОСПИКЕР.

Число и общая площадь личных подсобных хозяйств по Федеральным округам (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.)
 ЧислоОбщая площадь земли
Млн. единицМлн. га
Российская Федерация17,98,6
Центральный ФО4,61,4
Северо-Западный ФО1,40,5
Южный ФО3,51
Приволжский ФО4,31,6
Уральский ФО1,10,7
Сибирский ФО2,53,2
Дальневосточный ФО0,50,2
Всего в России 17,9 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ) - 15,8 млн на селе и 2,1 млн в городе. По федеральным округам ЛПХ распределены пропорционально численности сельского населения - больше всего их в Центральном, Приволжском и Южном округах.

По площади занимаемых земель картина другая. Больше всего земли под ЛПХ в Сибирском округе, затем следует Приволжский и Центральный.

Наиболее крупные ЛПХ сосредоточены, соответственно, в сельских поселениях.

Средняя площадь земли и личного подсобного хозяйства по Федеральным округам в городских и сельских поселениях (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.)

 Площадь, соток
Городские поселенияСельские поселения
Российская Федерация1452
Центральный ФО1134
Северо-западный ФО1334
Южный ФО932
Приволжский ФО1039
Уральский ФО1473
Сибирский ФО25146
Дальневосточный ФО1454



Размеры хозяйств существенно территориально дифференцированы. Наиболее мелкие ЛПХ в высокоурбанизированных областях (Московская обл. - 14 соток, Ленинградская обл. - 16 соток). В регионах с ограниченными площадями сельхозугодий - Мурманская обл. (8 соток), высокой плотностью сельского населения - Чеченская республика (12 соток). Наибольшие размеры - в рамках с изобильными земельными ресурсами и низкой плотностью населения, прежде всего в Сибири - Читинская обл. (8,71 га), Агинский Бурятский автономный округ (7,54 га), Республика Алтай (6,55 га), Республика Тыва (3,02 га).

До приоритетного национального проекта, как известно, федеральная власть практически не проводила по отношению к ЛПХ целенаправленной политики, ограничившись принятием соответствующего закона и освобождением от налогов (кроме земельного). Включение ЛПХ в нацпроект стало для многих неожиданностью, которую ряд экспертов объясняли и продолжают объяснять лишь политическими причинами. С их точки зрения, это лишь временная мера, а в принципе ЛПХ бесперспективно, оно не выдержит конкуренции с крупными предприятиями, несмотря на то, что в 90-е гг. доля хозяйств населения в аграрной экономике сильно возросла.

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в % к итогу)


1990 г.1995 г.1998 г.2000 г.2004 г.2005 г.
Хозяйства всех категорий100100100100100100
сельскохозяйственные организации73,750,239,243,442,741,4
хозяйства населения26,347,958,653,651,452,6
крестьянские (фермерские) хозяйства01,92,235,96

Конечно, в этом росте «виноват», прежде всего, кризис крупных хозяйств, и после 2000 г., когда крупные предприятия стали поднимать голову, удельный вес ЛПХ несколько снизился. С улучшением условий хозяйствования эта тенденция, будем надеяться, укрепится. Однако это отнюдь не будет означать уменьшения значимости личного сектора. ЛПХ не является бесперспективной хозяйственной формой. И тому есть веские, объективные причины.

Во-первых, между мелким и крупным производством в любой экономике, и в т.ч. в российской, складывается естественное разделение труда: крупные предприятия сосредотачивают высокомеханизированные производства, мелкие производства, где велик удельный вес трудоемких операций. Эта закономерность проявляется и в современной отраслевой структуре сельского хозяйства России.

Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, 2005 год


СельхозорганизацииФермерыХозяйства населения
Зерно80,218,31,5
Сахарная свекла87,810,41,8
Подсолнечник72,526,60,9
Картофель6,32,191,6
Овощи145,780,3
Мясо скота и птицы45,72,551,8
Молоко45,2351,8
Яйцо74,10,7 25,2


Некоторые сельскохозяйственные технологии в принципе не поддаются механизации.

Новые возможности для ЛПХ открываются в связи с ростом спроса на высококачественное продовольствие, произведенное без использования химикатов.

Во-вторых, развитие высокотоварных ЛПХ с постепенным превращением их в фермерские хозяйства, становится (как это ни парадоксально) условием развития крупного бизнеса. С одной стороны, семейные хозяйства выступают формой самозанятости работников, высвобождаемых из крупных предприятий (и за последние 15 лет из них уволилось около 5,5 млн человек), а с другой - крупные сельскохозяйственные компании могут увеличивать свой выпуск за счет договоров с семейными хозяйствами (например, при откорме КРС, в свиноводстве и птицеводстве).

И, в-третьих (и это самое главное), ЛПХ, составляя основу сельского расселения, производят ряд важнейших социальных благ.

Социальные блага, производимые личными подсобными хозяйствами



  • Социальный контроль над территорией
  • Воспроизводство традиционной народной культуры и традиционного сельского ландшафта
  • Социализация личности, воспитание новых поколений и уход за старшим поколением
  • Удовлетворение рекреационных потребностей городского населения
  • Сохранение разнообразия видов в агробиоценозах
  • Сохранение местных брэндов и традиций переработки продукции


Это социальный контроль над территорией (и тем самым укрепление геополитической безопасности и территориальной устойчивости страны).

Это воспроизводство традиционной культуры и традиционного ландшафта, что содействует социальному здоровью общества.

Это и социализация личности и уход за старшим поколением (десятки тысяч детских дошкольных учреждений и домов для престарелых надо было бы построить, если бы сельские домохозяйства не выполняли этих функций).

Это и удовлетворение рекреационных потребностей городского населения (миллионы горожан проводят отпуск в деревне).

Это и сохранение биоразнообразия и местной рецептуры переработки продукции.

Все эти блага лишь частично оцениваются рынком, но зато имеют непреходящее значение для безопасности и развития страны.

Как показывают исследования, проведенные Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова и соисполнителями в рамках мониторинга приоритетного национального проекта в 33 регионах страны (было опрошено около 4,5 тыс. ЛПХ), вся совокупность ЛПХ делится на 3 группы.

Первая группа - высокотоварные ЛПХ, для владельцев которых хозяйство является основным источником денежного дохода, составляют около 12% всей совокупности. Эти хозяйства по существу ничем не отличаются от семейных фермерских хозяйств, и именно они составили большинство участников настоящего конкурса. Вот данные о выпуске от реализации продукции лучшими ЛПХ, занявшими первые 100 мест во Всероссийском конкурсе.

Выручка от реализации продукции ЛПХ, вошедших в список 100 лучших ЛПХ по результатам Всероссийского конкурса

Группы хозяйствВыручка в расчете на 1 ЛПХ, тыс. руб.
ЛПХ, занявшие места с 1 по 10-е4232
ЛПХ, занявшие места с 11 по 30-е1613
ЛПХ, занявших места с 31 по 60-е1085
ЛПХ, занявших места с 61 по 100-е835
В среднем по 100 лучшим ЛПХ1405


Как видим, это довольно значительные суммы в диапазоне от 4,3 млн руб. до 800 тыс. руб.

Вторую, более многочисленную группу хозяйств, на которую приходится около 55% их численности, составляют средне- и мелкотоварные ЛПХ, для владельцев которых ведение хозяйства (наряду с продовольственным обеспечением семьи) является дополнительным источником доходов.

И, наконец, третью группу составляют ЛПХ натурального типа, владельцы которых ведут хозяйство исключительно в целях собственного продовольственного обеспечения. К ней относится примерно 33% ЛПХ.

Как будет изменяться соотношение этих групп ЛПХ, зависит от многих факторов, и, прежде всего от уровня доходов сельских жителей вне личного подворья, а также от режима государственной поддержки и налогообложения как личных подсобных, так и фермерских хозяйств.

В настоящее время расширять семейное производство гораздо легче, сохраняя форму ЛПХ и не регистрируясь фермером. По результатам уже упомянутого опроса, только около 1% ЛПХ - участников приоритетного проекта собирается стать фермером, 56% из них будут увеличивать производство, сохраняя статус ЛПХ.


Среди неучастников проекта желающих организовать фермерское хозяйство еще меньше.

В этих условиях многие региональные законодатели предлагают ввести ограничения на содержание в ЛПХ скота, аренду земельных участков, а всех превышающих эти ограничения записывать в фермеры.

На наш взгляд, это неправильная, недальновидная позиция, чреватая негативными социально-экономическими последствиями, ударом по бюджету многих сельских семей.

Чтобы снять существующую сейчас неразбериху в статусе личных подсобных и фермерских хозяйств, в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» необходимо ввести понятие семейного фермерского хозяйства, учредителем которого могут являться только члены семьи. Одновременно следует ввести ограничения на численность наемных работников в таких хозяйствах и распространить на них налогообложение личных подсобных хозяйств.

Конечно, такое решение будет сопряжено с определенными налоговыми потерями, но зато раскрепостит крестьянскую инициативу, легализует предпринимательскую деятельность личных подворий, будет содействовать росту занятости и доходов сельского поселения.

Несколько слов о других направлениях государственной политики в отношении ЛПХ 2006 год отмечен бурным ростом кредитования личных подворий.

«Россельхозбанком», Сбербанком и другими кредитными учреждениями ЛПХ выдано более 22 млрд руб. кредитов - от 1 млрд 738 млн руб. в Чувашской области до 960 тыс. в Магаданской.

Первые 10 регионов с наибольшими суммами кредитования ЛПХ:


- Чувашская республика;

- Республика Татарстан;

- Республика Дагестан;

- Оренбургская область;

- Ростовская область;

- Республика Башкортостан;

- Алтайский край;

- Нижегородская область;

- Ставропольский край;

- Краснодарский край.

На каждую сотку земли в ЛПХ в среднем по России выдано 26 руб. кредитов - от 318 руб. в Ингушетии до 23 коп. в Брянской области.

Первые 10 субъектов Российской Федерации по этому показателю:


- Республика Ингушетия;

- Мурманская обл.;

- Кабардино-Балкарская Республика;

- Чувашская Республика;

- Карачаево-Черкесская Республика;

- Оренбургская область;

- Ульяновская область;

- Самарская область;

- Республика Тыва;

- Республика Татарстан.

Как среди участников, так неучастников проекта довольно высок удельный вес тех, кто намерен в ближайшие 2 года обратиться за кредитом, особенно популярен кредит на покупку скота и птицы.



Объемы кредитования ЛПХ будут зависеть от возможностей государства предложить кредит и, причем, речь, прежде всего, идет не столько о финансовых, сколько о организационно-управленческих возможностях - расширении сети «Россельхозбанка» и особенно сельской кредитной кооперации.

Кроме того, следует расширить целевое назначение субсидируемых кредитов для ЛПХ, давать их не только на сельское хозяйство, но и на несельскохозяйственную деятельность (на все, кроме торговли).

Вместе с тем доступ к кредитам - необходимое, но еще недостаточное условие для развития ЛПХ. Не меньшую, если не большую роль, играет сбыт продукции и предоставление ЛПХ различного рода производственных и консультационных услуг.

Выход видится в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, численность которых за последний год значительно возросла, но еще не достаточна, особенно если учесть, что большая часть кооперативов ограничились пока обзаведением печати и офиса и по настоящему работает только около 30% созданных.

Динамика сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2006 г. (по данным Росстата)


На 01.01.2006 г.На 01.01.2007 г.Рост, %
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, всего9113028332
В том числе:
Кредитные5011277245
Перерабатывающие141428304
Снабженческо-сбытовые, обслуживающие и другие2691323492


Первый год реализации приоритетного национального проекта со всей очевидностью показал, что запланированных мер по развитию кооперации явно недостаточно и в этой отрасли необходимы более энергичные шаги.

Такими шагами являются предоставление кооперативам 5-летних инвестиционных кредитов и передача под их управление сельскохозяйственных государственных и муниципальных рынков.

Но мировой опыт свидетельствует, что кредиты должны быть более длительными (по крайней мере 10-15 лет), а в собственность кооперативов целесообразно передавать не только рынки, но и перерабатывающие, и агросервисные предприятия (как принадлежащие государству и муниципалитетам, так и выкупаемые у частных владельцев).

Кроме того, для кооперативов необходим государственный и муниципальный заказ на поставку продукции.

Важно так же наладить подготовку кооперативных кадров, предоставление специализированной консультативной помощи. А для этого необходимо дальнейшее развитие информационно-консультационной службы (было бы целесообразным организация консультационных пунктов в региональных офисах «Россельхозбанка», Союза сельских кредитных кооперативов, АККОР), сети учебных центров, пилотных и демонстрационных кооперативов по федеральным округам. Сейчас же нет ни одного такого пилотного проекта - кооперативы (за исключением кредитных), который бы был своеобразной демонстрационной площадкой для обучения и обмена опытом.

Незадействованным резервом остается сотрудничество кооперативов с крупными переработчиками сельхозпродукции и торговыми сетями, ориентированными на импортное сырье. Решение проблемы видится в ужесточении импортной политики, антимонопольных мерах, совершенствовании маркировки продукции. Только такой комплексный подход, а не предоставление кредитов под оборотные средства, может стимулировать кооперативное движение.

Говоря о политике по отношению к ЛПХ, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Назрела необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, включая оформление за счет средств федерального бюджета прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также на участки под ЛПХ и семейные К(Ф)Х.

Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и повысит их залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для роста занятости и доходов сельского населения.

Агентство АгроФакт, www.agronews.ru