Латвия - этот коварный рапс

9 июля 2009 в 10:39
Целая отрасль - производство биотоплива - находится на грани краха. Обещанные государственные дотации производителям зеленого топлива сокращены на... 84 процента. Предприниматели, которые, поверив государству, вложили в отрасль 80 миллионов латов, не получат денег за уже произведенную продукцию. О проблемах отрасли «Часу» рассказал член правления самого крупного в Балтии предприятия по производству биодизеля Bio-Venta Гиртс Фишерс.
Поле, желтое поле...
Примета нынешнего лета: поля вокруг Риги расцвели ярким желтым цветом. Это рапс, на который переключились многие крестьяне, лишившиеся - благодаря Европе - традиционной сахарной свеклы.
Казалось, ей найдена почти равноценная замена. Потому что есть директива ЕС, согласно которой Латвия, как и другие участницы союза, должна обеспечить постепенный переход транспорта на биотопливо. Уже к следующему году экологически чистое топливо должно составлять 5,75 процента от общего объема.
Эта политическая установка продиктована сразу двумя обстоятельствами - необходимостью уменьшить энергозависимость от третьих стран и постепенно делать производство все более зеленым.
Наша страна известна своей законопослушностью, так что не удивительно, что во исполнение директивы в 2003 году были приняты правила Кабинета министров № 800, а через два года - закон о биотопливе. Такая вот надежная правовая основа...
Государство взялось стимулировать внедрение пока еще дорогого биотоплива путем субсидий производителям и гарантии обязательной 5-процентной добавки биотоплива к каждому литру 95-го бензина и дизельного топлива уже с 1 июля нынешнего года.
Были разработаны образцы заявок на получение субсидий - наша хлопотливая бюрократия очень любит такие аккуратные бланки. Наблюдать за процессом одному министерству земледелия оказалось не под силу - руководить производством чистой энергии взялись и министерство экономики, и Служба поддержки села.
Система была такая: до 1 мая Кабинет министров распределял квоты на производство биотоплива среди предприятий, подавших заявки до 1 марта, и определял размер субсидий. В прошлом году дотации составили 41 сантим за литр произведенного топлива. Промышленники получали деньги после того, как работа была выполнена.
И предприниматели поверили, что дело выгодное и надежное. В короткий срок в стране было построено восемь заводов, которые были в состоянии производить до 200 000 тонн зеленого топлива. Крестьяне стали сеять рапс. Продукция пошла на экспорт, налоги - в бюджет. Только вот продолжалась эта идиллия недолго.

Роковые поправки


В декабре прошлого года в важнейшее для производителей биотоплива постановление Кабмина № 280 были внесены поправки - выплачивать компенсации «в рамках имеющихся возможностей бюджета». И оказалось, что эти возможности в шесть (!) раз меньше потребностей и вместо 13,8 миллиона, на которые рассчитывали предприниматели, они получат всего 2,2.
Крестьяне, впрочем, внакладе не останутся: на рапс легко найдутся покупатели за рубежом. А вот предприниматели в шоке: деньги на производство биотоплива по заказу государства уже потрачены, и когда они вернутся, неизвестно. Голова идет кругом - как возвращать кредиты, чем платить рабочим?
Сейчас заводы еще работают на прошлогодних запасах. Но на полях уже растет новый урожай. Закупать его или сворачивать производство? Тщетно Ассоциация производителей биотоплива и биоэнергетики пытается добиться ответа от министерства экономики, финансов и премьера. Вежливые отписки, в которых бизнесменов благодарят за активность, а отрасль называют перспективной, на фоне полной неясности перспектив читаются как издевательство. Что интересно: меняются имена-фамилии должностных лиц, но стиль у всех одинаков - гладкие фразы скрывают отсутствие определенности.
Тем временем государство как ни в чем не бывало делит квоты на следующий год, обещая финансирование - исходя из тех же загадочных возможностей бюджета.
А ведь промышленные предприятия не магазины, строятся они долго, оборудование у них сложное, производство окупается лет через 10. Общие инвестиции поверивших, что производство биотоплива в Латвии - это всерьез и надолго, составляют около 80 миллионов латов. Только Bio-Venta, самое крупное в Балтии предприятие по производству биодизеля, вложило 70 млн. евро. Предприятие находится на территории Вентспилсского свободного порта, который потратился на строительство железнодорожной ветки для нужд Bio-Venta. Которая скоро зарастет травой?
Виноватых, конечно, нет. Кабинет министров в Латвии неуязвим для судебных исков. Управу на правительство можно искать лишь в суде конституционном, но только в тех случаях, когда затронуты права личности. А юридические лица бесправны. И все-таки ассоциация не исключает судебного исхода конфликта.

Когда встанут заводы...

Конечно, ситуация в стране, все видят, аховая. И далеко не просто объяснить, почему нужно помогать энергичным и здоровым бизнесменам зарабатывать деньги, в то время как у пенсионеров и учителей отнимают последнее. Однако деньги берутся не из тумбочки - эту истину нашему государству, похоже, еще предстоит осознать.
Ассоциация производителей биотоплива и биоэнергии подсчитала, сколько убытков принесет свертывание современного производства, которое только начинает становиться на ноги. Получается как в старом анекдоте: утром сажаем картошку, а вечером выкапываем, потому что очень кушать хочется и мочи нет подождать, пока она вырастет.
Если государство выполнит свои обязательства, сохранив нулевую ставку акцизного налога и обязав добавлять 5 процентов биотоплива к каждому литру обычного топлива, оно получит 14 миллионов латов в качестве НДС. Который пока что уплывает мимо казны, потому что вся продукция - на сумму 42 млн. латов в год - уходит на экспорт. Плюс как минимум еще почти 3 млн. латов в виде других налогов.
Использование биодобавок к топливу позволит уменьшить количество ввозимого в Латвию топлива на сумму 22 миллиона латов. Это ли не долгожданное улучшение экспортно-импортного баланса?
Закрытие же заводов оставит без работы 565 человек. И будут безвозвратно потеряны 14 миллионов латов, которые государство уже вложило в развитие отрасли.
Но самое обидное - переходить на биотопливо ЕС нас все равно заставит. И довольно скоро. Уничтожившей собственного производителя Латвии придется ввозить биотопливо рапс из-за рубежа, помогая соседям разогревать экономику. Так мы в очередной раз отдадим рынок другим. А за промедление в выполнении директивы страну могут наказать крупными штрафами.
...А тем временем с высоких трибун снова завели знакомую песню - о необходимости новых приоритетов, поддержки очередных, конечно же, экспортных отраслей. Не постигнет ли их та же участь, что и производителей биотоплива?
К. Загоровская, www.d-pils.lv 
Опубликовано:

В ленту раздела Архив новостей | Обсудить тему на форуме
Рейтинг: 0 Голосов: 0 602 просмотра

Популярное



Комментарии (0)