Министерство сельского хозяйства США распространило текст предложений ведомства конгрессу по поводу будущего аграрного билля США на 2007 финансовый год. Мы сочли возможным подробно привести содержание этого документа с нашим небольшим комментарием.Обязательства перед сельской Америкой. Предложения Правительства по Закону о сельском хозяйстве 2007 г. представляют собой подход, нацеленный на реформы и ответственный с финансовой точки зрения, направленный на поддержку американских фермеров и владельцев ранчо. Действующий в настоящее время закон достиг свои цели, и наступила пора двигаться вперед, развивая программы по сельскому хозяйству, которые должны быть ориентированы на рынок и касаться большего круга вопросов, чем только одних цен на сельскохозяйственную продукцию, когда речь идет об определении подходящего уровня государственной поддержки. Данные предложения свидетельствуют о продолжении выполнения обязательств Правительства увеличить финансирование консервационных программ, которые сохраняют наши природные ресурсы, и сосредоточить внимание на поддержке программ по возобновляемым источникам энергии, что приведет нас к цели, поставленной Президентом, по снижению ежегодного объема потребления бензина на 20% за 10 лет. Предложения Правительства по реформированию программ выплат за сельскохозяйственные товары: 1. Переструктурировать имеющиеся в настоящее время контр-циклические программы, основанные на ценах, в программы, основанные на доходах, что соответствует реальным условиям и предоставляет серьезную «страховочную сетку» товаропроизводителям. В рамках программ, основанных на ценах, фермеры, в случае потерь урожая полевых культур, часто получают недостаточную компенсацию, при этом фермеры, производство которых находится на высоком уровне, как правило, получают компенсацию на уровне больше необходимого. Новая программа, в основе которой лежат доходы, при определении размера компенсации будет учитывать среднюю урожайность культур в Соединенных Штатах, чтобы поддержка поступала к тем производителям, которые в ней нуждаются. 2. Реформировать и модернизировать программы займов, в рамках которых выдаются кредиты на сельскохозяйственную продукцию, обозначенную в программе. Закон, существующий в настоящее время, предоставляет ценовые параметры для кукурузы, пшеницы, хлопка, риса, сои и других основных культур. Эти ценовые параметры зафиксированы в законе на высоких уровнях, что способствовало развитию производства и привело к более низким рыночным ценам. Предложения устанавливают ставки по кредитам для каждого вида сельскохозяйственной продукции на уровне 85% от 5-ти летнего олимпийского среднего уровня (средняя за последние пять лет минус самый высокий и самый низкий год). Это изменение сводит к минимуму рыночные искажения и способствует тому, чтобы фермеры выращивали культуры, исходя из рыночных цен, а не уровня выплат в рамках субсидий. 3. Сократить лимиты по выплатам и работать над тем, чтобы нивелировать лазейки при выплатах. В рамках существующего закона фермеры используют правило трех экономических субъектов для формирования корпораций и других юридических лиц, что позволяет получать объем выплат выше, чем это разрешено по закону. Настоящие предложения ликвидируют правило трех экономических субъектов и привязывают выплаты к конкретному физическому лицу. По этому плану также устанавливается максимальное ограничение на выплаты субсидий физическим лицам на уровне 360 тыс. долл. (общая сумма выплат). Для получения выплат по сельскохозяйственной продукции производители должны также соответствовать ограничению по Скорректированному валовому доходу (AGI), который включает зарплату и другие доходы минус затраты хозяйства на производство и амортизацию. По данному плану ограничение по AGI снижается с прежнего уровня, равного 2,5 млн долл., до нового уровня в 200 тыс. долл. Если производитель имеет ежегодный AGI, равный 200 тыс. долл. или более, тогда он более не будет подпадать под программу выплат по сельскохозяйственной продукции. Данные Службы внутренних налогов (IRS) за 2004 г. показывают, что 97,7% всех американцев, подавших налоговые декларации, имеют AGI ниже 200 тыс. долл. (Финансирование, приводимое ниже, отражает общие значения за 10 лет). Предложения Правительства включают дополнительную сумму в 7,8 млрд долл. для охраны наших природных ресурсов посредством консервационных программ: 1. Увеличить ограничение на размер площадей по программам водно-болотистых земель с 2,3 млн до 3,5 млн акров. После увеличения «потолка» по размеру площадей ежегодно для внесения в реестр будет доступна общая площадь в 250 тыс. акров (101214 га). 2. Консолидировать программы совместных затрат в программу по стимулированию деятельности, касающейся качества окружающей среды, и создание региональной (межштатной) программы по улучшению воды, причем на эти цели будет дополнительно выделено 4,2 млрд долл. Данная программа по стимулированию деятельности, касающейся качества окружающей среды, будет способствовать упрощению и повышению доступности к консервационным программам и придаст программам гибкость, что приведет к получению определенных преимуществ в деле повышения качества окружающей среды. Новая программа по улучшению воды сосредоточит внимание на сотрудничестве между федеральными и штатными органами власти по улучшению качества воды в региональном (межштатном) масштабе. Эта программа заполнит пробел в Федеральной правительственной системе обеспечения консервационных программ путем использования программы совместных затрат с целью координации широкомасштабных проектов консервации воды. 3. Продолжить выполнение программы консервационных заповедников, соблюдая имеющиеся в настоящее время ограничения на размер площадей, и фокусируя преимущества, получаемые в рамках этой программы, на тех землях, от которых можно получить самую большую выгоду для окружающей среды. По этому плану также отдается приоритет вовлечению в программу и регистрацию в рамках программы площадей, представляющих собой целостные поля, и использование их для производства биомассы с последующим использованием этой биомассы для производства энергии. Предложения Правительства по Закону о сельском хозяйстве включают финансирование, составляющее более 1,6 млрд долл., для новых возобновляемых источников энергии, а также для целевых программ производства этанола из целлюлозы. Эти предложения продвигают программы по возобновляемым источникам энергии и представляют собой дальнейшее развитие энергетических программ в рамках нового сельскохозяйственного закона: 1. Выделить 500 млн долл. для исследовательской инициативы по биоэнергии и биооснованной продукции. Новшества в сфере технологии играют важную роль в будущем возобновляемых источников энергии. Наши ученые, фермеры и предприниматели должны скоординировать свои усилия с целью продолжения увеличения роста урожайности культур и работать для снижения затрат, необходимых для производства новых видов альтернативного топлива. 2. Выделить 500 млн долл. для развития систем возобновляемых источников энергии и программы грантов на улучшение эффективности. Эта программа поддерживает малые альтернативные виды энергии и проекты, связанные с эффективностью энергии, что напрямую помогает фермерам, владельцем ранчо и малым сельским предприятиям. 3. Выделить 210 млн долл. (ориентировочно) для поддержки кредитных гарантий в 2,1 млрд долл. для проекта по производству этанола из целлюлозы в сельских местностях. Эта программа будет способствовать развитию производства этанола из целлюлозы. Предложения Правительства по Закону о сельском хозяйстве вписываются в рамки обещаний данного Правительства сельской Америке, усиливая программы Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов по развитию сельских территорий. Настоящий план включает гарантированные кредиты на сумму 1,6 млрд долл. для завершения капитального ремонта более чем 1,200 имеющихся в настоящее время сельских больниц первой необходимости. Предложения также включают и выделение 500 млн долл. в виде грантов для сельских сообществ для ускорения реализации проектов по улучшению сельской инфраструктуры, таких как кредиты и гранты под системы по обеспечению воды и утилизации отходов. В соответствии с этими предложениями будет выделено целенаправленно почти 5 млрд долл. на то, чтобы значительно увеличить поддержку производителям фруктов и овощей посредством реализации целевых программ: 1. Выделить 1 млрд долл. на исследовательские программы, предназначенные для специальных культур. Эта инициатива будет включать поддержку фундаментальной науки по селекции, генетике и геномике с тем, чтобы улучшить свойства культур, такие как внешний вид продукта, реагирование и устойчивость к условиям окружающей среды, управление питательными свойствами и естественная защита растения. 2. Выделить 3,2 млрд долл. на улучшение программ питания малообеспеченных путем закупки бóльших объемов фруктов и овощей. Это финансирование будет поддерживать усилия, предпринимаемые школами и другими участниками этой программы, по предоставлению школьного питания, что основано на последних рекомендациях по рациону питания для американцев, при этом будет увеличено количество фруктов и овощей для учащихся, которые получают питание в школах в рамках Национальных программ школьных обедов и завтраков, и участникам других программ по предоставлению помощи в сфере питания. Предложения Правительства по Закону о сельском хозяйстве расширяют программы по торговле почти на 400 млн долл. с тем, чтобы продолжать создание, расширение и сохранение экспорта сельскохозяйственной продукции. Увеличить программы «Доступа на рынок» на 250 млн долл. По этой инициативе будет разрешено партнерство между Министерством сельского хозяйства США и некоммерческими отечественными торговыми ассоциациями с тем, чтобы разделить затраты по маркетингу и продвижению американских товаров за рубеж, в таких, например, сферах, как продвижение товаров на потребительский рынок и конъюнктура. По предложениям Закона о сельском хозяйстве 2007 г. будет потрачено примерно на 10 млрд долл. меньше, чем составляли затраты по Закону о сельском хозяйстве 2002 г. за последние 5 лет (если не считать помощь по устранению последствий катастроф, выделяемую для каждого конкретного случая), что соответствует плану Президента за 5 лет ликвидировать бюджетный дефицит. Причем по этим предложениям будет разрешено выделение ассигнований примерно на 5 млрд долл. больше, чем составили бы прогнозируемые затраты в случае, если бы действие Закона о сельском хозяйстве 2002 г. было бы продлено. Комментарий редакции. Обращает на себя внимание, что текст обязательств американского правительства перед фермерами носит форму закона. А в Америке с нарушителями правовых актов не церемонятся. При установлении фактов правонарушений фермеры в любой момент имеют право подать на Минфин или любое другое ведомство в суд, который уж наверняка установит преступившего юридическую норму и даст нарушению четкую юридическую оценку. Надо ли лишний раз напоминать, что отечественные макроэкономические ведомства из аналогичного российского аграрного документа всю конкретику исключили, мол, в тексте Закона цифры недопустимы. Обращает на себя внимание, что размеры господдержки сельского хозяйства несколько снижаются, что создает впечатление неких американских уступок требованиям внутри ВТО снижать прямую поддержку аграрной отрасли, как искажающую международную торговлю. Вместе с тем Закон поощряет долларом развитие в стране тех направлений, которые должны приводить к снижению потребления естественных углеводородов американской экономикой. В первую очередь речь идет об увеличении производства биоэтанола и других возобновляемых источников энергии. Причем научный поиск и разработка таких источников оплачивается из государственной казны. Ну, и, конечно, в очередной раз, когда суммируешь все колонки американского аграрного законопроекта, и видишь, что цифра получается более чем в тридцать раз большая, чем отводит наш парламент на деревню, ничего, кроме как завидовать не остается…
Агентство АгроФакт, www.agronews.ru