Губернатор Михаил Прусак провел совещание с руководителями предприятий и организаций агропромышленного комплекса области по итогам работы в 2006 г. и мерах по развитию агропромышленного комплекса в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в 2007 г.Как отметил в своем выступлении Михаил Прусак: "Сегодня необходимо активизировать и перестроить работу на уровне муниципалитетов. Настало время перейти от концепции управления по отраслям к управлению по территориальному признаку, рассматривая сельскую местность в единстве культурных, социальных, производственных аспектов. Только в этом случае можно будет добиться устойчивого развития сельской территории. А без устойчивого развития сельской территории заметных положительных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не достигнуть".
Публикуем на сайте Администрации области доклад заместителя Главы Администрации области Евгения Володько, посвященный итогам работы агропромышленного комплекса Новгородской области в 2006 году и задачам на 2007 год.
"Прошедший год был знаменательным для аграриев. Это связано с тем, что в России началась реализация национальных проектов, в том числе и проекта "Развитие агропромышленного комплекса". И, наконец, 29 декабря 2006 г. был принят долгожданный федеральный закон №264 "О развитии сельского хозяйства". Конечно, он не является панацеей от всех проблем, накопившихся в АПК за многие годы, но дает четко понять, что в этой отрасли экономики без государственного регулирования обойтись невозможно. Этот закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.Коротко коснусь вопроса состояния агропромышленного комплекса и сельских территорий Новгородской области. Сегодня в области проживает 665,4 тыс. человек, из них в сельской местности 196,9 тыс. человек, то есть около 30 процентов от общей численности населения.В состав области входят 21 муниципальный район , 21 городское и 178 сельских поселений. В области насчитывается 3750 населенных пунктов. Проводя анализ численности населенных пунктов, мы видим тревожную статистику - 2064 из них имеют численность от одного до 10 человек. Еще 548 имеют численность от 11 до 20 человек. В основном там проживают люди пенсионного или предпенсионного возраста. Это говорит о том, что в ближайшие 10 лет Новгородская область может потерять половину населенных пунктов с постоянно проживающими жителями.Кризис в сельском хозяйстве, низкая заработная плата, проводимые реформы в других отраслях (здравоохранение, образование, транспорт) ведут к концентрации этих услуг в крупных населенных пунктах, что способствует миграции сельского населения. Свою негативную роль сыграл и тот факт, что при реализации Федерального закона №131 "Об общих принципах местного самоуправления" муниципальные районы подошли по-разному. Так в Любытинском и Маловишерском районах всего по два сельских муниципальных поселения, тогда как в Старорусском - 20, Новгородском - 18, Демянском - 17, Боровичском - 16. Соответственно и качество оказания 2 муниципальных услуг в этих районах для жителей села будет разная. Очевидно, что без государственной программы по сохранению и развитию сельских территорий негативные процессы на селе не преодолеть. Сейчас федеральными органами готовится Государственная программа "Развитие сельского хозяйства ирегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Там есть такой раздел "Устойчивое развитие сельских территорий".В проекте этой программы от 24 февраля 2007 г. предусматривается всего два мероприятия: доступный кредит для мелкого бизнеса в сельской местности; модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.Даже если добавить к программе направления национального проекта "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Доступное жилье" этого будет недостаточно для стабилизации ситуации на сельских территориях. Несмотря на негативные явления, которые происходят на селе, сельское хозяйство занимает 8 процентов в структуре валового регионального продукта области.Общий земельный фонд области составляет 5450 тыс. гектаров, в том числе 621,4тыс. гектаров сельхозугодий, из них пашни 434,3 тыс. гектаров.На сегодня в области на одного жителя производится 470 кг картофеля, 206 кг. овощей, 32 кг мяса скота и птицы, 185 кг молока, 241 штук яиц. Обеспеченность области мясом и мясопродуктами составляет 60 процентов от потребности, молоком и молокопродуктами - 80%, а яйцами, картофелем и овощами население области обеспечено в полном объеме.По предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи сельскохозяйственным производством на территории области занимаются: 166 действующих сельскохозяйственных организаций, 414 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и 175,5 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются 21 молочный завод и миницеха, 13 мясоперерабатывающих организаций и миницехов и 78 хлебопекарных организаций. Около 20% от общего числа сельхозорганизаций (это 68 организаций) неработающие, то есть числятся только на бумаге. В ближайшее время надо окончательно решить судьбу этих организаций. Руководителям, ответственным за сельское хозяйство в районах, нужно серьезно заняться этим вопросом.По формам собственности сельскохозяйственных организаций большую часть составляют кооперативы - 50% (это 100 организации), 15% (то есть 30 организаций) существуют в форме обществ с ограниченной ответственностью, 14 - государственные и муниципальные предприятия и 22 акционерных общества. Муниципальные предприятия, которые сосредоточены, главным образом, в Мошенском районе, являются нерентабельными или малорентабельными. В Староруском, Пестовском и Боровичском районах большая часть сельскохозяйственных организаций - сельскохозяйственные кооперативы, которые по своему финансовому состоянию относятся к мало- и средне рентабельным, в Холмском районе вообще нет сельскохозяйственных организаций, только крестьянские (фермерские) хозяйства. В Новгородском районе, где представлены все виды собственности организаций, самое большое количество (25%) рентабельных организаций. В целом по области 42% организаций относятся к группе малорентабельных предприятий, то есть находящихся в трудном положении, накапливающих долги, но способные при условии их финансовой поддержки стать рентабельными и погасить долги.Анализ структуры выручки действующих сельхозорганизаций области показал, что большая часть из них (85%) имеют долю выручки от реализации сельхозпродукции в общей выручке более 70%). Но необходимо отметить, что у 18 хозяйств более половины выручки составляет выручка от реализации леса и лесопродукции. Так, например, в хозяйствах Любытинского района из 5 хозяйств лишь ЗАО "Агро" основной доход имеет от сельхозпродукции, а остальные - от прочих услуг, в данном случае леса. Сельскохозяйственное производство ежегодно сокращается. Получается, что называясь сельскохозяйственной организацией и имея хоть и незначительные, но все же льготы по налогам, электроэнергии, получая субсидии, фактически эти организации все меньше занимаются сельским хозяйством. Необходимо серьезно проанализировать данную ситуацию и принять меры в отношении таких хозяйств. Во всех районах области проведены итоговые экономические совещания, на которых дан обстоятельный анализ состояния дел в отрасли, в том числе и по озвученным сейчас проблемам. Составлены планы на будущее и намечены пути решения проблем. Главным положительным результатом последних лет считаем повышение эффективности сельскохозяйственного производства и увеличение числа рентабельных организаций. По итогам 2006 г. прибыль получили 60% сельскохозяйственных организаций, в 2005 г. их было 54%. В целом по области рентабельность сельскохозяйственного производства составила 12% (в 2005 г. - 10%). За 2006 г. хозяйствами всех категорий произведено валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 7 млрд. рублей, что с сопоставимой оценке ниже уровня 2005 г. Основной причиной этого явилось сокращение производства мяса птицы на 30% из-за банкротства с марта 2006 года ЗАО "АПК Великий Новгород". По сельскохозяйственным организациям, без учета птицы, объем реализации на мясо свинины и говядины увеличился на 103%. При этом по отрасли свиноводства рост объемов реализации на мясо составил 106%. Значительную роль в этом сыграл ООО "Новгородский бекон", который уже работает по новым технологиям.В птицеводстве основным производителем является ЗАО "Гвардеец". На его долю приходится 77% производства яиц по области.Всеми категориями хозяйств произведено молока 116 тыс. т (97% к уровню 2005 года), в т.ч. сельхозорганизациями 64,4 тыс. т (103,5 процеша к уровню 2005 г.).
В среднем по области продуктивность коров увеличилась на 9 процентов и составила 3513 кг. В 2006 г. лидером по надоям являлся Новгородский район с продуктивностью 4505 кг молока (прибавка за год +700 кг), более 4000 л надоено в Шимском (4360 кг.), Крестецком (4302), Чудовском (4132), Батецком (4000) районах, более 3500 - в Хвойнинском (3969) и Волотовском (3646) районах. С 2005 г. в области начала возрождаться отрасль овцеводства. По состоянию на 1 января 2007 г. во всех категория хозяйств сосредоточено 25,3 тыс. голов овец.За два прошедших года приобретено 350 голов племенных романовских овец.Активно занимаются разведением овец романовской породы ООО "Вишерка" Маловишерского района (266 голов), ООО "Надежда" Маревского района (93 головы), ООО "Селищи" Чудовского района (193 головы). В крестьянских (фермерских) хозяйствах Старорусского, Новгородского, Крестецкого районов сосредоточено около 1 тыс. голов овец.Кролиководством в области занимается ООО "Авангард" Боровичского района, где содержится более 6 тыс. голов кроликов. За 2006 год реализовано 18 тонн мяса кроликов. В растениеводстве хозяйствами всех категорий в прошлом году получено 10,2 тыс. т. зерна (119% к уровню 2005 г.) при урожайности 15,5 ц/га. Произведено 321,2 тыс. тонн картофеля (102%), средняя урожайность - 136,8 ц/га. Собрано 140 тыс. т овощей открытого грунта при урожайности 178 ц/га.Основными производителями зерна и льноволокна остаются сельскохозяйственные организации. Производство картофеля и овощных культур сконцентрировано в хозяйствах населения: 90% от общего объема производства.Более 70% посевных площадей занимает кормовое поле. Корма - это главное в животноводстве. Поэтому с 2005 г. в области внедрена технология консервирования плющеного зерна, закладка сенажа в пленочной упаковке.Расширяются посевные площади перспективных пастбищных культур, закладываются долголетние культурные пастбища, создаются адаптированные к условиям области многолетние травосмеси длительного срока пользования. За 2002-2006 г. в сельхозорганизациях области заложено 2,5 тыс. га пастбищ.Для внедрения интенсивных технологий сельхозтоваропроизводители активно обновляют технику и оборудование. Так за 2006 г. на эти цели использовано 237,7 млн. руб., в т.ч. 138 млн. руб. направлено на внедрение современных технологий в растениеводстве и животноводстве. На инвестиционные кредиты банков и собственные средства приобретено 235 комплектов оборудования и машин, и 87 - по областному лизингу. Малообъёмные технологии выращивания овощей с дозированным поливом внедрена в ЗАО "Трубичино" Новгородского района на площади 4 га и система регулирования микроклимата на площади 3 га, что позволило в 2 раза увеличить урожайность овощей.В льноводческом комплексе происходит постепенная интеграция переработчиков с сельхозорганизациями, а также самостоятельное производство сырья (волокна) льноперерабатывающими предприятиями Шимского, Солецкого и Старорусского районов. В 2006 г. площадь возделывания льна составила 1,4 тыс.га, получено 440 т льноволокна, что в 2 раза больше уровня 2005 г.Все хозяйства области обеспечены семенами к весеннему севу.Администрацией области совместно с руководством ОАО "Акрон" достигнута договоренность и производится отпуск по сниженным ценам минеральных удобрений к весеннему севу 2007 г. В среднем цена на азофоску и аммиачную селитру снижена на 11,8%. Это позволит дополнительно приобрести более 400 т удобрений.В рамках направления "Ускоренное развитие животноводства" приоритетного национального проекта "Развитие АПК" сельхозтоваропроизводителями области в 2006 г. заключено 14 кредитных договоров на сумму 327,8 млн. руб. на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов па срок до 8 лет. За 2006 г. выплачена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 9 млн. рублей. Построены или реконструированы ряд ферм. В рамках направления национального проекта "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" в 2006 г. заключено 455 льготных договоров личными подсобными хозяйствами на сумму 74,3 млн. рублей и 59 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на сумму 35,5 млн. руб. Из средств федерального и областного бюджетов ими получено 2,7 млн. руб. компенсации процентной ставки по кредитам. Это способствовало увеличению в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах объемов реализации сельскохозяйственной продукции на 11% по сравнению с предыдущим годом по всем основным видам продукции. Крестьянскими хозяйствами в сравнении с соответствующим периодом 2005 года реализовано в 2,4 раза больше мяса скота и птицы, на 52% больше молока, в 3,3 раза больше яиц, на 50% картофеля. 20 марта на областном совещании награждены дипломами и благодарностями 48 Глав личных подсобных хозяйств.На поддержку развития крестьянских хозяйств из средств областного бюджета направлено 8,4 млн. руб., личных подсобных хозяйств - 6,4 млн. руб.В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" создано 5 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупкам сельскохозяйственной продукции от населения. В области эффективно работает сеть облпотребкооперации, которой, закуплено в 2006 г. 1700 т мяса, 2300 т овощей (104%) и 4000 т картофеля (102,5% к соответствующему периоду 2005 г.).В рамках направления национального проекта "Доступное жилье" за 2006 г. профинансировано из средств федерального бюджета 10 млн. рублей на жилищное строительство граждан, получателей свидетельств, 5 млн. руб. - в рамках национального проекта. Из бюджета области по этим направлениям выделено 13,4 млн. руб. возвратной финансовой помощи, что позволило обеспечить жильём 70 семей сельских граждан (в т.ч. 36 семей за счет средств 2005 г.) и 6,6 млн. руб. субсидий в рамках национального проекта для 37 молодых специалистов и молодых семей. В 2007 г. планируем построить 2,7 тыс. кв. м. жилья для 50 молодых специалистов (или их семей).Кроме жилищного строительства по федеральной и областным целевым программам финансируются газификация, водоснабжение, дорожное строительство, мероприятия по улучшению медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, образования и культуры в сельской местности. Следует, однако, подчеркнуть, что экономическая ситуация на селе остается сложной. Аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой - наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом. По-прежнему низким остается уровень технической оснащенности, значительно ниже потребности количество применяемых удобрений и средств защиты растений. Продолжается опережающий рост цен на энергоносители и другие ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся сильнее, слабые - слабее. Нельзя забывать и о природных факторах: агроклиматические условия нашей области не являются оптимальными.Учитывая важность решения проблем развития АПК, и в первую очередь сельскохозяйственного производства, на федеральном и региональном уровнях предпринимаются меры по выходу из сложной ситуации на селе. Правительство Российской Федерации и Администрация области осуществляют финансовую поддержку, предоставляет льготы по налогам и тарифам на потребляемые сельским хозяйством ресурсы.В соответствии с действующим областным законодательством сельскохозяйственные организации освобождаются от налогов на имущество, от оплаты транспортного налога.Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области разработана социально-экономическая концепция основных направлений развития агропромышленного комплекса на 2008-2010 гг.В 2008 г. планируется увеличить производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств на 6 процентов. Положительная динамика сохранится до 2010 г. Для этого планируется: реконструкция (модернизация) существующих и строительство новых животноводческих помещений в сельскохозяйственных организациях; 9 улучшение генетического потенциала животных за счет приобретения племенного скота и расширения территории искусственного осеменения, а также развитие сети племрепродукторов в области, содержание в них не менее 15 процентов поголовья коров; субсидирование реализации молока сельхозтоваропроизводителям. Продолжится работа по дальнейшему повышению энергетической питательности кормов и применению современных технологий заготовки кормов. Расширится производство плющенного зерна, заготовка сенажа в пленочной упаковке.В растениеводстве предусматривается: увеличение посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур; возделывание зерновых культур по современным технологиям; рост производства элитных и репродукционных семян ежегодно на 10 процентов. В 2010 г. производство семян картофеля составит 1331 т, зерновых 1464 т, многолетних трав 53 т. Планируется дальнейшее обновление машинно-тракторного парка и внедрение современных технологий в производство на средства областного лизинга, ОАО "Росагролизинг", собственные средства и кредитные ресурсы сельхозтоваропроизводимтелей. Приоритетное направление - приобретение энергонасыщенной техники, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных комплексов машин различной модификации, позволяющих увеличить производительность труда на 30-40%. В 2008 г. на эти цели будет использовано 278 млн. руб., в 2010 г. - 307 млн. руб. Вместе с тем хочу отметить плохую работу аграриев по взаимодействию с ОАО "Росагролизинг". На сегодня нет ни одного договора, хотя условия лизинга такие же, как и по областному. Планируется охватить все муниципальные районы области для обслуживания сельского населения через дополнительные офисы и представительства Новгородского филиала ОАО "Россельхозбанк".
Для улучшения финансового состояния аграрного сектора планируется продолжить работу по реструктуризации кредиторской задолженности сельхозтоваропроизводителей; страхованию сельскохозяйственных культур и животных сельхозтоваропроизводителями области с частичной компенсацией затрат по уплате страхового взноса; переходу сельскохозяйственных организаций на уплату единого сельскохозяйственного налога; упростить законодательную процедуру оформления земель в собственность сельхозорганизациями для участия в земельно-ипотечном кредитовании (хочу обратить внимание руководителей сельхозорганизаций, что в области начались компании по скупке земельных долей. Поэтому необходимо как можно быстрее оформлять права на землю!);субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам.Для обеспечения стабильного развития регионального продовольственного рынка планируется: ежегодно увеличивать объем реализации молока, мяса, картофеля и овощей в сельскохозяйственных организациях на 3-4%; перерабатывающими и сельскохозяйственными организациями увеличивать выпуск пищевой молочной продукции на 4-5%, мясной - на 4-5% ежегодно;продолжить поддержку крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а именно: использовать льготные кредитные ресурсы; продолжить субсидирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и реализующих молоко в заготовительные организации; заготовительными организациями потребительской кооперации увеличить объем закупок от населения мяса, картофеля и овощей не менее чем на 5 проценте)-,в год; развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию с целью обслуживания мелкотоварного сектора. Планируется создать в 2008 г. 5 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в 2009 и 2010 гг. по 4 кооператива. Для развития сельских территорий и улучшения жилищных условий сельского населения в рамках региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" планируется привлечение средств из федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности для 115 семей в 2008 г., 125 семей - в 2009 г. и 135 — в 2010 г., из них для молодых специалистов и молодых семей ( в рамках национального проекта) -40,45 и 50 семьям соответственно. В 2007 г. на строительство жилья в сельской местности будет перечислено 31,3 млн. руб. из федерального бюджета. Из областного бюджета на софинансирование запланировано 13,8 млн. руб. субсидий и 13,4 млн. руб. возвратной помощи. Кроме того, планируется развитие информационно-консультационной службы АПК области как единой системы. При работе с перспективными проектами в сельской местности проводится анализ численности населения, проживающего на данной территории, чтобы наиболее эффективно использовать кадровый резерв на местах. Отдельно хочу остановиться на кадровом обеспечении АПК области. Обеспеченность руководителями и специалистами на начало текущего составляет 93%, из них дипломированных специалистов только 82%, а в возрасте до 30 лет-8%. Нельзя не сказать о существующей тенденции увеличения количества работников предпенсионного и пенсионного возраста. Например, среди доярок таких 25%, среди механизаторов - 18%. Для агропромышленного комплекса ежегодно в аграрных образовательных учреждениях подготавливается около 700 человек, из них 30% ребят из сельских школ. Действующая контрактно-целевая подготовка в учебных учреждениях позволяет обеспечить максимальную доступность образования выпускниками сельских школ. Но возвращаются в сельскую местность и работают по специальности лишь 9%. На это сказывается условия труда, зарплата, обеспеченность жильем. Необходимо подчеркнуть, что успех работы по развитию сельского хозяйства, в том числе реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" зависит в первую очередь от работы на районном уровне. Органы управления АПК района должны стать центром проведения аграрной политики, разработки стратегии развития аграрного сектора. Хотя сегодня они работают недостаточно активно, а иногда и совсем не работают.
www.advis.ru