Приватизация учхозов остановлена. И что дальше?Учебно-опытные хозяйства уже почти 2 года находятся в подвешенном состоянии - их дальнейшая судьба не определена. По просьбе «Крестьянских ведомостей» ситуацию комментирует гендиректор ассоциации «Агрообразование» Владимир Заболотный:
«Сегодня учхозы выживают, как умеют. Многие из них постепенно разоряются, попадают под процедуру банкротства и уходят с молотка. Только за последний год фактически прекратили свое существование 9 учебных хозяйств. 2 из них были проданы, а остальные просто перестали принимать студентов на практику из-за отсутствия средств на их размещение и обучение. Такая ситуация сложилась, например, в Оренбургской области, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, на Дальнем Востоке. Эти учхозы еще числятся в реестре Минсельхоза, как действующие учебные хозяйства, но фактически их уже не существует. Базы для практической подготовки студентов там не осталось никакой».
По словам В. Заболотного, всего таких «мертвых душ» в реестре учебных хозяйств насчитывается около 15 шт. Действующих учхозов по данным «Агрообразования» осталось 34.
«Страна приступила к реализации государственной программы развития сельского хозяйства, где особый упор сделан на подготовку кадров, - говорит В. Заболотный. - Значит рано или поздно возникнет вопрос, на базе чего их готовить? Где, если не в учебном хозяйстве, молодой специалист научится водить трактор, настраивать сеялку, доить коров?».
Да только этих учебных хозяйств скоро может совсем не остаться. Существующие учхозы занимаются подготовкой студентов фактически на энтузиазме. На практическую подготовку молодежи им не выделяется ни копейки. По словам В. Заболотного, все держится исключительно на хороших взаимоотношениях между руководителями вузов и учхозов.
Законодательно же учебные хозяйства подчиняются Минсельхозу РФ. С каждым учхозом министерство заключает контракт на подготовку студентов, за которую директор ежегодно отчитывается. Получается, что учхоз никак не привязан к вузу и ничем ему не обязан, констатирует глава «Агрообразования».
Впрочем, с руководителя вуза тоже никто не спрашивает за качество подготовки студентов. «Почему аграрным вузам сегодня легко, и они охотно принимают на учебу городских ребят?», - спрашивает В. Заболотный. И тут же отвечает: «Да потому что ответственности за профессиональный уровень выпускаемого специалиста они не несут».
Вот если бы ректор отвечал за качество подготовки выпускников, глядишь, и отношение к учебным хозяйствам было бы иным. Учхозы должны стать в первую очередь базой практической подготовки студентов, важнейшим звеном в подготовке аграрных кадров, подчеркивает В. Заболотный.
А пока получается так: поехал студент на практику, не поехать - никого это не интересует. Как, в общем-то, и не волнует, пойдет ли он после окончания вуза работать по специальности, сокрушается глава «Агрообразования».
По официальным данным работать в сельское хозяйство идет 20% выпускников. А по неофициальным - всего 5-6%. Конечно, в одних вузах ситуация лучше, в других - хуже. Но в целом по стране картина не внушает оптимизма. Получается, что вузы работают вхолостую, тратя государственные деньги, отпущенные на подготовку кадров для АПК, на высшее образование секретарей и менеджеров по продажам.
Между тем спрос на высококлассных специалистов сельского хозяйства с каждым годом растет. Отечественные агрокомпании испытывают острую нехватку грамотных специалистов.
Почему на новые фермы, построенные в Белгородской области, приглашают работать специалистов из Канады и США? Да потому что в России их просто нет. Людей, которые могли бы профессионально руководить современным производством и нести ответственность за свою работу, находить среди соотечественников становится все труднее.
Еще несколько лет невнимания к кадровым проблемам и России придется закупать за рубежом не только футболистов, но и специалистов сельского хозяйства, замечает В. Заболотный. Потому что без квалифицированных работников вести аграрное производство невозможно.
Некоторые агрокомпании заключают договора с вузами и перечисляют деньги за то, чтобы им готовили специалистов нужной квалификации. Но это - единичные случаи. Большинство же работодателей ждут, что к ним придет уже готовый профессиональный работник.
Только каким он должен быть - этот современный специалист? Каковы критерии оценки его профессионального уровня? До сих пор студентов в аграрных вузах готовят по стандартам 20-30-ти летней давности, напоминает В. Заболотный. Новых образовательных стандартов никто не принимал. И если в каких-то вузах начинают внедрять что-то новое, то это чистый энтузиазм отдельных преподавателей.
Стоит ли удивляться, что выпускники порой не знают, с какой стороны подойти к современному производству. Это незнание порождает страхи и неуверенность в себе. Кому нужен такой работник?
Еще 2 года назад проблемой сохранения учебно-опытных хозяйств озаботились на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин дал команду разобраться в ситуации. В Минсельхозе прошел ряд совещаний, где детально обсудили, какими должны быть учхозы, сколько иметь земли, техники, людей. Было предложено восстановить юридическую взаимосвязь вузов и учхозов, чтобы ректор имел возможность спросить с директора за качество обучения студентов, наличие и состояние учебных полей и ферм. Учебно-опытные хозяйства снова должны были стать структурными подразделениями аграрных вузов, наделенными статусом юридического лица. Но законодательно эти инициативы так и не закрепили.
Судьба учебных хозяйств осталась неопределенной.
По мнению директора новосибирского учхоза «Тулинское» Константина Першилина, без учебно-опытных хозяйств у высшего аграрного образования нет будущего. «Там, где исчезли учхозы, сельхозуниверситеты готовят «ботаников», не способных работать в условиях реального производства», - говорит он.
Впрочем, в большинстве учхозов, что еще остались на плаву, ничему хорошему тоже научить не могут, признает К. Першилин. Техника и животноводческое оборудование устарело и изношено до предела, в среднем оно отслужило по 2-3 амортизационных срока. На такой технической базе готовить кадры преступно - это вчерашний день, подчеркивает К. Першилин.
Некоторые учхозы пытаются обновлять техническую базу своими силами. В «Тулинском», например, приобрели современные посевные комплексы и почвообрабатывающую технику, внедряют ресурсосберегающие технологии. В тюменском учхозе закупили новые комбайны. Но большинство учебных хозяйств продолжают работать по устаревшим технологиям на машинах, что сохранились еще с советских времен. Что видят студенты? Музей вместо современного производства.
Чтобы обновить технику и технологии в учебных хозяйствах, нужно около 800 млн рублей, подсчитывает В. Заболотный. Еще примерно 600-700 млн рублей потребуется выделять из госбюджета каждый год для компенсации затрат на практическую подготовку студентов, транспортные и бытовые расходы, связанные с их размещением на период практики. Вопрос - много это или мало за воспитание нового поколения интеллектуальной движущей силы в АПК?
Если страна потеряет учебно-опытные хозяйства как базу практической подготовки аграрных кадров, а завтра придет осознание, что совершена безумная ошибка, на воссоздание этих подразделений потребуется в десятки, сотни раз больше средств, замечает К. Першилин. Сегодня учхозы выживают в основном за счет продажи элитных семян и племенной продукции. Но отношение к ним должно поменяться на всех уровнях. Потому что главный продукт учебного хозяйства - профессионал агробизнеса, а не молоко или зерно.
Да, денег на этом не заработаешь. Но это - инвестиции в будущее. Причем инвестиции не менее важные, чем вложения в технику или оборудование. Потому что построить конкурентоспособное аграрное производство без интеллектуального капитала невозможно.
Д. Насонова, "Крестьянские ведомости", www.agronews.ru