Государственная Дума на пленарном заседании в пятницу приняла решение перенести на 20 декабря рассмотрение во втором чтении проекта закона "О развитии сельского хозяйства". Данное решение было принято по предложению полномочного представителя правительства в Госдуме Андрея Логинова, заявившего о необходимости уточнения редакции.Законопроект регулирует отношения, которые возникают между гражданами, юридическими лицами, являющимися сельхозтоваропроизводителями, иными гражданами, иными юридическими лицами и органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития сельского хозяйства, в том числе в сфере промышленного рыбоводства в соответствии с законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", устойчивого развития территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
К мерам по реализации государственной аграрной политики относятся: предоставление бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям; применение специальных налоговых и таможенных режимов в отношении сельхозтоваропроизводителей; осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельхозпродукции, включая продукцию промышленного рыбоводства, для государственных или муниципальных нужд, в том числе для пополнения государственного материального резерва на основе соответствующих договоров; регулирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, в том числе налоговое, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, сельскохозяйственное страхование; регулирование тарифов, цен на товары и услуги, соответственно продаваемые и оказываемые на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия; участие общественных и саморегулируемых организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций; другие меры.
В деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут участвовать только аккредитованные союзы (ассоциации), созданные сельхозтоваропроизводителями.
Законопрое кт устанавливает на 2008-2012 гг. систему государственной поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий из федерального бюджета. Субсидии могут быть использованы на: возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на развитие сельского хозяйства (в том числе промышленного рыбоводства), получаемым в российских кредитных организациях; компенсацию части затрат на уплату страховой премии (страховых взносов) по сельскохозяйственному страхованию; мероприятия по повышению плодородия земель (включая возмещение части затрат на приобретение удобрений и средств защиты растений), охране сельскохозяйственных земель; финансирование федеральных целевых программ развития отраслей растениеводства и животноводства, промышленного рыбоводства, племенного животноводства и элитного семеноводства и других федеральных целевых программ; поддержку минимального уровня рентабельности деятельности сельхозтоваропроизводителей и обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в период опережения роста цен на горюче-смазочные материалы и энергоресурсы по отношению к росту цен на сельхозпродукцию; мероприятия по социальному развитию села, в том числе по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности; строительство, реконструкцию, приведение в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских дорог.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, осуществляется в размере, не превышающем 300 тыс. руб. по кредитам (займам), полученным на срок до двух лет, в размере 700 тыс. руб., по кредитам (займам), полученным на срок до пяти лет. Для крестьянских (фермерских) хозяйств предоставление субсидий на эти цели осуществляется в размере, не превышающем 3 млн руб, по кредитам (займам), полученным на срок до пяти лет, а для сельхозпотребкооперативов (перерабатывающих, сбытовых, торговых, снабженческих, обслуживающих, в том числе кредитных, заготовительных), созданных в соответствии с законом "О сельскохозяйственной кооперации", не менее семидесяти процентов членов которых составляют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, в размере, не превышающем 10 млн руб на один кооператив, по кредитам (займам), полученным на срок до двух лет, в размере, не превышающем 15 млн руб. на один кооператив, по кредитам (займам), полученным на срок от двух до пяти лет.
Правительство РФ вправе устанавливать порядок и условия предоставления кредитов (займов), по которым за счет средств федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, сельхозтоваропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельхозпотребкооперативам, гражданам ведущим личное подсобное хозяйство, и направления использования таких кредитов (займов) с учетом требований предъявляемых к ним.
Сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, площади посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельхозпродукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы), а также от поражения саранчи.
Сельхозтоваропроизводителям за счет средств федерального бюджета предоставляются субсидии в размере 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования не позднее чем в третьем квартале года, в котором заключен договор сельскохозяйственного страхования. Правительство РФ вправе устанавливать порядок и условия предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий на сельскохозяйственное страхование, а также другие нормативные показатели, необходимые для расчета размера данных субсидий и порядок доведения их до бюджетов субъектов РФ.
Правительство РФ вправе направлять ассигнования федерального бюджета в качестве взноса РФ в уставный капитал: ОАО "Росагролизинг" в целях развития лизинга сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота; ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в целях расширения сети кредитных организаций, предоставляющих кредиты (займы) на развитие сельского хозяйства (в том числе промышленного рыбоводства), формирование системы земельно-ипотечного кредитования.
Государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую сельхозпродукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельхозтоваропроизводителей произведенной ими сельхозпродукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции. Государственные товарные интервенции проводятся при росте цен на реализуемую сельхозпродукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной сельхоз продукции, в том числе на биржевых торгах.
В целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной третьего класса и четвертого класса, ячменя фуражного, ржи и кукурузы. Предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельхозпродукцию в целях проведения государством закупочных интервенций, товарных интервенций определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном правительством РФ. Не позднее марта текущего года (ежегодно) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти опубликовывает в средствах массовой информации установленный им уровень минимальных цен реализации сельхозпродукции для проведения закупочных интервенций.
Меры по ограничению вывоза сельхозпродукции с территории России при проведении товарной интервенции устанавливаются правительством РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Сельхозпродукция, поступившая в федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуется в порядке и на условиях, которые устанавливаются правительством РФ.
Законопроект предусматривает разработку государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, которая определяет основные направления, задачи и прогнозируемые результаты развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение развития сельского хозяйства, а также меры по реализации государственной аграрной политики. Уполномоченный федеральный орган до 15 мая /ежегодно/ представляет в правительство РФ Национальный доклад о ходе и результатах реализации данной программы для его рассмотрения и утверждения. Утвержденный правительством РФ доклад направляется в Федеральное Собрание РФ и подлежит опубликованию в средствах массовой информации. На заседаниях Госдумы, Совета Федерации заслушивается информация представителей правительства РФ о Национальном докладе. Правительство РФ до 1 июня 2007 г. должно обеспечить разработку и утвердить государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
ПРАЙМ-ТАСС