Аграрные вузы страны рискуют потерять производственную базу. Если государство не определится с судьбой учхозов, эти подразделения могут исчезнуть. И тогда агрономия с зоотехнией превратятся в чисто теоретические науки.- Разве кто-то доверит врачу делать операцию, если он не имеет практического опыта? Так почему же мы думаем, что агроном или зоотехник смогут обрабатывать землю и растить скот, получив чисто теоретическое представление о том, как это делается, - недоумевает гендиректор ассоциации «Агрообразование» Владимир Заболотный.
Он признает, что учхозы сегодня – не лучшее место для обучения. Техника давным-давно устарела, технологии не обновлялись с советских времен. Что видят студенты? Музей вместо современного производства.
После такой практики молодого специалиста, пришедшего на работу в какую-нибудь агрофирму, придется учить заново. Да еще и избавлять от фобий, что нередко возникают при виде современного компьютеризированного комбайна, трактора или доильного зала. Кого мы выпускаем? Профессиональных инвалидов! – сокрушается Заболотный.
Большинство учебных хозяйств выживают сейчас за счет базы, созданной еще в советские времена. Ясно, что долго они так не протянут.
Каждый год примерно 3-4 учхоза становятся банкротами. По данным ассоциации, за последние пять лет система аграрного образования безвозвратно потеряла 27 учебно-опытных хозяйств. На плаву осталось 44.
От неопределенности и низких заработков бегут из учхозов опытные специалисты. Кадровая проблема не меньше технической. И в отличие от техники, которую можно купить, быстро она не решается. Ведь уходят не просто бригадиры и доярки. Уходят педагоги, специалисты высшего класса не только в своей профессии, но и в способностях передавать студентам необходимые знания и умения, - горюет директор саратовского учхоза «Муммовское» Дмитрий Ворников.
Можно ли обойтись без учебных хозяйств?
Некоторые вузы попробовали направлять студентов на практику в хозяйства базовые. Это обычные агропредприятия, которые соглашаются принимать практикантов, заключая соответствующий договор с вузом. Только это уже не учеба, а экскурсия. В базовых хозяйствах современные технологии и технику показывают студентам издалека.
Лишь в учхозе неопытный практикант может полноправно участвовать в технологическом процессе – подходить к коровам, управлять трактором, работать на зерносушилках и в овощехранилищах.
Придет время, когда вузы будут платить баснословные деньги, чтобы выкупить землю у частника, и организовать практику для студентов, прогнозирует Заболотный.
- Базовые хозяйства хороши в качестве дополнения, - полагает он. - Мы не можем охватить весь спектр агротехнологий в растениеводстве и животноводстве и сконцентрировать их в учхозах. Базовые хозяйства должны демонстрировать альтернативные подходы к ведению хозяйства.
Как же сохранить учхозы?
Пути два. Продать их в частные руки или начать нормально финансировать.
Директора учхозов предлагают наложить вето на их акционирование. Иначе учить студентов уже не получится. На частном предприятии практиканта, и даже ректора, к корове и трактору близко не подпустят.
Подобный опыт уже имеется в Омской области. Три учебных хозяйства в регионе перешли во владение известной российско-немецкой агрокомпании. Через полтора года они фактически прекратили существовать как база для студенческой практики. В хозяйствах поставили производство на высокий технологический уровень, обновили технику и стали сеять зерно на продажу. Омский государственный университет остался со своими образовательными проблемами в стороне. Цель нового владельца – прибыль. Студентам в этом бизнесе не место.
Дело дошло до Президента России.
Владимир Путин дал команду разобраться в ситуации. В Минсельхозе прошло тематическое совещание, где детально обсудили, какими должны быть учхозы, сколько иметь земли, техники, людей. Учхозы даже заручились поддержкой Алексея Гордеева. «Ребята должны иметь возможность реально обучаться тому, с чем им придется столкнуться в жизни страны», - подчеркнул министр сельского хозяйства РФ.
Однако вопрос об их статусе остался пока открытым.
В некоторых регионах, не дожидаясь распоряжений сверху, начали поддерживать учебные хозяйства. «Нам по 70 коп за каждый литр реализованного молока дают, компенсируют затраты на ГСМ», - доволен директор «Муммовского». Похожая история в учхозе «Дружба» Ярославской области. «Дотации из регионального бюджета позволили нам за год удвоить производство зерна и элитных семян зерновых и трав», - гордится его директор Анатолий Сычев.
Мы надеемся, что вопрос разрешится в нашу пользу, - говорит Ворников о судьбе учебных хозяйств России.
Директор саратовского учхоза предлагает разделить производство и учебный процесс. И финансировать производственный процесс за счет собственных средств хозяйства, а учебный процесс и научную работу – за счет государства. Только в этом случае у учхозов есть будущее, убежден он.
Цена вопроса – 800 млн рублей.
Именно такая сумма по подсчетам специалистов «Агрообразования» требуется для того, чтобы оснастить учхозы новейшими технологиями. «Думаю, что в государстве найти такие деньги можно, - заявляет Заболотный. - Например, в Стабилизационном фонде…».
И, главное, они окупятся.
Если государство начнет финансировать учебно-опытные хозяйства, отдача пойдет по всему агрокомплексу. В оснащенных по последнему слову техники учхозах будут тестировать и обкатывать новые ресурсосберегающие технологии, с тем, чтобы затем тиражировать их в масштабах страны. Чем не решение проблем конкурентоспособности сельхозпродукции и рентабельности агробизнеса, а также всего клубка социально-кадровых вопросов?
Молодых специалистов с опытом реального производства с удовольствием возьмут в агрофирмы, ведь их не надо переучивать и вводить в курс дела. Да и сами агрономы, зоотехники охотнее пойдут на село, когда узнают досконально все тонкости своей будущей работы. Значит государственные денежки, ежегодно вкладываемые в образование почти 100 тыс. выпускников агровузов, перестанут вылетать в трубу.
Финансирование учхозов – это инвестиции в агрообразование. С точки зрения государства учебные хозяйства должны производить не молоко и зерно, а грамотных специалистов. Представьте, что главный продукт учхоза – профессионал агробизнеса. И тогда само их существование приобретает совершенно иной смысл.
Д. Насонова «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru