Еще в начале 70-х годов прошлого столетия в странах Запада начали разрабатывать способы получения энергии из биомассы растительного и животного происхождения. В настоящее время использование биотоплива становится обязательным во многих странах Европы - в силу необходимости уменьшить объемы токсичных выхлопов бесчисленных автомобилей.Но недавно Организация Объединенных Наций опубликовала доклад, в котором предупреждает, что быстрый и необдуманный переход на биотопливо может иметь негативные последствия для окружающей среды и благосостояния жителей развивающихся стран. Эксперты ООН считают, что прежде чем увеличить долю биотоплива в энергетическом балансе, необходимо продумать систему выращивания и восстановления растительных культур. По их мнению, в развивающихся странах, где в основном будут выращиваться культуры для выработки биотоплива, могут подняться цены на землю и, как следствие, на продовольствие и другие сельскохозяйственные товары.
Основными видами транспортного биогорючего на сегодня являются биодизтопливо и биоэтанол. Первый - аналог дизельному топливу, его производят в основном из подсолнечного и рапсового масла. Биодизтопливо можно использовать отдельно или в качестве биодобавки к обычной солярке, получаемой при перегонке нефти. Также в качестве добавки, но уже к бензину, используют и биоэтанол, представляющий собой этиловый спирт, который получают в результате брожения и перегонки буквально любых растительных культур: кукурузы, пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, сахарного тростника, картошки, фруктов, виноградных выжимок и т. д. О полном переходе на биотопливо речь пока еще не идет. Его вырабатывается не очень много, хотя мощности биотопливной промышленности в последние годы возросли в разы. Добавки биотоплива в обычное топливо позволяют значительно снизить токсичность выхлопа.
В мае 2003 года Европейский Парламент принял директиву №30 «Об использовании биотоплива и других видов возобновляемого горючего на транспорте». Согласно этому постановлению, в европейских странах к концу 2005 года минимальная доля «зеленого» горючего в моторном топливе должна была составлять 2 процента. А к 2010-му - 5,75 процента. Причем, по данным того же ЕС, доля биотоплива в некоторых странах уже в 2003 году превышала 10 процентов. В авангарде производства и потребления «зеленого» горючего - Германия и Франция. В Германии имеется около 1900 биодизельных заправок. Французы недавно утвердили закон, согласно которому налогообложение биогорючего уменьшается и, напротив, увеличиваются налоги на традиционное, загрязняющее окружающую среду топливо.
А вот кубинский лидер Фидель Кастро еще до выступления экспертов ООН подверг резкой критике планы президента США Джорджа Буша по использованию биотоплива, назвав их «геноцидальными». Гневное обращение Кастро было опубликовано в кубинской газете Granma под заголовком «Размышления главнокомандующего».
По мнению Кастро, десятки стран не имеют запасов нефти и не могут выращивать кукурузу и другие зерновые для производства этанола из-за засушливого климата и нехватки воды. А спрос на такие культуры приведет к увеличению цены на зерно, в то время как угроза вторжения США в Иран поддерживает цену на нефть на высоком уровне.
“Откуда бедные страны третьего мира возьмут минимум ресурсов, чтобы выжить?” - задает вопрос кубинский лидер.
Уже подсчитано, что, например, в Италии, чтобы довести долю биотоплива до одного процента от общего количества потребляемого всеми автомобилями и тракторами-комбайнами топлива, необходимо отдать под свекольные, кукурузные и прочие плантации территорию площадью в 273 000 га. Для того, чтобы долю биотоплива увеличить до 5 процентов, придется засадить «энергосырьевыми» культурами площадь, равную почти 1,4 миллиона гектара, что составляет более десяти процентов всех сельхозугодий этой страны.
Получается, что, выполнив директиву Европарламента, удовлетворить свои потребности в топливе за счет своих полей Италия - развитая страна, где много автотранспорта, не сможет. Дальше - больше: по мере ухудшения экологической ситуации и ужесточения экологических требований к автотранспорту в развитых странах, этим странам ничего другого не останется, как закупать биотопливо или сырье для его производства в менее развитых странах.
Наше Правительство, как и Евросоюз, многие планы строит именно на 2010 год. На этот срок ориентирована и концепция развития рынка биотоплива, разработанная нашим Минсельхозом. Собственно говоря, производство биоэтанола у нас уже есть, и уже строятся или проектируются заводы по производству биодизельного топлива.
Производство это ориентировано на экспорт - в Россию и Китай. По словам директора компании Biohim, которая и занимается строительством заводов, Евгения Сутягинского, в Казахстане всегда есть свободные объемы пшеницы, которые не всегда продаются.
Министр сельского хозяйства РК А.Есимов считает, что такая переориентация зернового производства будет экономически выгодна, так как при этом из одной тонны зерна за счет глубокой переработки можно получить более двухсот долларов дополнительной прибыли.
Только за счет переработки низкокачественного зерна, ежегодно образующегося в процессе производства зерновых культур, можно произвести более 3 миллиардов литров биотоплива.
Опасения Фиделя Кастро и экспертов ООН подтверждаются: нашим аграриям выгоднее продать пшеницу на спиртовые заводы, чем скормить казахстанскому животноводству.
А министр добавляет: «В ближайшее время будет подготовлена соответствующая программа, в основу которой ляжет принцип создания благоприятных условий для вовлечения в это дело частного капитала». Вопрос решенный - об этом говорилось на республиканском совещании в Правительстве 5 марта сего года.
Создание благоприятных условий для улучшения экологической ситуации в других странах - вот на что направлена концепция развития рынка биотоплива. Частный капитал, для которого будут созданы благоприятные условия, придет, скорее всего, из этих же стран.
Есть еще один аспект проблемы, о котором, почему-то, не говорят. Крупномасштабный перевод растениеводства на выращивание сырья для производства биотоплива приведет к потере некоторого количества углерода. Для Казахстана этот вопрос актуален не в меньшей степени, чем чистота воздуха в городах. Углерод, в какой-то степени, мог бы вернуться в казахстанскую почву в виде навоза и перегноя, но он будет выброшен в воздух автомобилями. Правда, это произойдет в других странах - утешение, но слабое. Насколько эти потери будут существенными, сказать трудно, однако, в любом случае, ясно, что в борьбе за чистоту европейского воздуха эти потери нас не остановят.
Кроме того, в Казахстане ежегодно растет количество отравлений некачественным алкоголем - летальные исходы исчисляются десятками и сотнями. Можно с уверенностью предположить, что эта статистика станет еще хуже по мере увеличения производства биоэтанола. Биоэтанол, который будет поступать в оборот в больших количествах, как добавка к автомобильному топливу, при попадании в руки торговцев спиртным легко может спровоцировать их на небольшую махинацию - замену части питьевого спирта на его более дешевый аналог.
В заключение можно отметить, что само по себе производство биотоплива может решить лишь очень небольшую часть энергетической проблемы. Так считает, например, начальник отдела по экономическим и энергетическим вопросам департамента корпоративного планирования компании «Эксон Мобил» Скотт Науман, который недавно выступил в Алматы со своим прогнозом развития мировой энергетики до 2030 года.
Экологический аспект вопроса, конечно, не менее важен, но дело в том, что мы, перерабатывая пшеницу в биоэтанол на экспорт, своих экологических проблем не решаем.
М. Макулбеков, КАЗИНФОРМ
Биотопливо: плюсы и минусы производства, или почему ООН согласна с Фиделем Кастро
Лукьянов Дмитрий
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Дзен.новости | Группа Вконтакте.