Высокие цены на сельхозпродукты подтолкнут селян к обновлению своих основных фондов. Лизинг уверенно отвоевывает позиции у банковского кредита.
Дефицит финансовых ресурсов всегда затруднял жизнь аграриям - между вложением средств и получением продукции чаще всего проходит около полугода, а у самих селян недостаточно возможностей для самостоятельного финансирования. Как правило, только крупные предприятия могут позволить себе приобретать технику за свободные денежные средства. Для предприятий малого бизнеса лизинг становится едва ли не единственным механизмом, позволяющим своевременно обзавестись техникой.
На рынке лизинга ЮФО в последние годы уступал другим федеральным округам, как по общим объемам, так и по темпам роста. Но в прошлом году наметился перелом, и сейчас рынок развивается достаточно бурно, со скоростью 80-100% в год. «Потенциал роста рынка лизинга в округе весьма значителен. Полагаю, в целом это - 70-80% в год. В ближайшие годы эта тенденция сохранится, - считает директор Ростовского филиала ЛК «ГЛАВЛИЗИНГ» Сергей Андонов. - Основные средства у большинства сельхозпроизводителей изношены до 80%, особенно - в республиках Северного Кавказа. Для многих селян лизинг - единственный способ кардинально обновить основные средства». Сегодня из 50 лизинговых компаний (ЛК), работающих в ЮФО, около 20 (плюс их филиалы в субъектах РФ округа) предоставляют услуги агролизинга. Настоящая конкуренция на этом рынке только зарождается.
Лизинг против банковского кредита.
Для расширения парка техники сельхозпредприятия до сих пор чаще всего использовали банковские кредиты. В 2006 году кредитование стало развиваться еще активнее после того, как правительство объявило о готовности в рамках национального проекта «Развитие АПК» субсидировать две трети процентной ставки рефинансирования (оставшуюся треть финансируют региональные власти). Как отмечали представители многих лизинговых компаний, некоторые, даже небольшие хозяйства, предпочитают приобретать технику за свободные денежные средства.
«В лизинг технику наше хозяйство никогда не приобретало и не планирует, - говорит гендиректор ООО «Ростов-Мир» Юрий Рошкован. - А зачем? Я считаю, что лизинг - это дорогая услуга. Нас вполне устраивают кредиты с субсидированием части ставки рефинансирования».
Тем не менее, рынок агролизинга сейчас растет примерно на 57% в год и по объемам сопоставим с рынком кредитования АПК, а его доля в общем объеме лизинговых операций составляет около 15%. На первом месте - лизинг сельхозтехники, затем идут оборудование, автотранспорт, подвижной состав и суда.
Как считают эксперты, лизинговые операции и дальше будут вытеснять кредитные схемы среди малых сельхозпредприятий. Лизинговое финансирование зачастую легче получить, чем кредит: ЛК более гибко оценивает финансовое состояние заемщика, особенно когда речь идет о крупных сделках, о поставке производственных линий. В этом случае стоимость нового оборудования может даже превышать стоимость всех предыдущих активов клиента.
«Убедить клиента приобрести технику именно по лизинговой схеме сначала довольно трудно: многие по привычке предпочитают либо сразу приобретать ее за собственные деньги, либо брать банковский кредит, - говорит Сергей Андонов из «ГЛАВЛИЗИНГа». - Да, на первый взгляд, лизинг дороже банковского кредита, но в итоге он все же выгоднее. Здесь вообще нельзя судить прямолинейно, так как лизинг предполагает и ускоренную амортизацию, и возможность списания лизинговых платежей на себестоимость, и то, что налог на имущество платит не лизингополучатель, а лизинговая компания, поскольку балансодержателем является именно она. И, что особенно важно для небольших крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) - объект лизинга является и объектом залога. Более 50% сделок в нашей компании - повторные».
Недавно «ГЛАВЛИЗИНГ» заключил крупный контракт с компанией «Югтранзитґсервис-Агропродукт» на поставку импортных комбайнов и тракторов.
«Мы впервые воспользовались лизинговой схемой в таком объеме, - сообщил финансовый директор «Югтранзит-сервис-Агропродукт» Александр Лавриненко. - Когда объемы большие, и стоимость партии техники достигает нескольких сот миллионов рублей, лизинг - единственный вариант для компании».
«Селянину главное - выбрать удобную схему приобретения, - считает Юрий Паршуков, первый заместитель генерального директора «Ростовагролизинга». - Банковский кредит, даже в рамках господдержки, получить сложнее - в банках нужно иметь кредитную историю, иметь там счет, банки проверяют баланс, и, если даже будет принято положительное решение, получение кредита может занять несколько месяцев. А там и лимиты могут закончиться».
Впрочем, лизинговые компании тоже, прежде чем заключить договор, рассматривают баланс предприятия, его кредитную историю. Они должны быть уверены, что предприятие справится с возникающими платежами, что оно - добросовестный заемщик.
«Росагролизинг» предлагает сравнительно выгодные условия. Сроки лизинга - до 10 лет; размер авансового платежа - от 7% от закупочной стоимости; периодичность платежей - ежеквартально, удорожание в год - от 4%.
Как считает Борис Харавин, генеральный директор ООО «ЛК «Ростовская областная АККОР»« (второй оператор компании «Росагролизинг» в Ростовской области), лизинг не отягощает кредитный баланс и КФХ может взять еще и банковский кредит. Лизинговая компания предоставляет весь пакет документов: страховка, ОСАГО, финансовая страховка. К тому же КФХ, как субъекты малого предпринимательства, получают субсидии из областного бюджета, имеют преференции при уплате налогов. К плюсам лизинга относят и фиксацию цены техники на момент заключения лизинговой сделки - ведь пока идут выплаты, техника может дорожать.
До окончания выкупа техника находится в собственности лизинговой компании. «Если клиенту что-то не понравилось, или он посчитал, что она уже окупилась, - он может ее вернуть нам и снова приобрести в лизинг новую технику, - сообщил Юрий Паршуков. - Возвращенную технику мы передадим другому КФХ, которое это как раз устраивает, - выплатить лишь остаток. Таким образом, развивающееся предприятие постоянно работает на новой технике, а небольшое, у которого недостаточно для этого средств, тоже обновляет свой парк, - правда, со вторичного рынка».
Условия крупных сделок рассматриваются индивидуально по каждому клиенту.
В Ростовской области - 18 тысяч КФХ и 700 коллективных хозяйств, из них 5-6 тыс. - клиенты «Ростовагролизинга». Это почти треть сельхозпроизводителей.
Государственный и частный секторы.
Отличительная черта российского агролизингового рынка - доминирование на нем государственной компании «Росагролизинг», работающей в рамках нацпроекта и занимающей около 70% этого сегмента экономики России. «Росагролизинг» - крупнейшая в стране государственная агролизинговая компания с уставным капиталом более 35 млрд рублей. Она имеет около 200 компаний-операторов в субъектах РФ, в том числе практически во всех регионах ЮФО.
Через «Росагролизинг» осуществляется государственная поддержка сельхозпроизводителя. Номенклатура и объемы закупаемой техники ежегодно утверждаются по представлению Минсельхоза России.
В рамках утвержденного госреестра операторы «Ростовагролизинга» могут реализовать лишь российскую технику или зарубежную технику российской сборки, а импортную - по коммерческому лизингу. Но в целом поставки импортной техники и оборудования - это поле деятельности для негосударственных компаний. Они имеют диверсифицированный портфель и не являются специализированными. Никто из частников сегодня не занимается только агролизингом.
«В Ростовской области действует свыше 40 лизинговых компаний, и работы пока хватает всем, - считает Сергей Андонов. - Но все же конкуренция становится острее, клиенты выбирают, с какой ЛК выгоднее сотрудничать, и порой меняют их. Схемы разные - отличаются пакеты документов, стоимость финансирования, срок рассмотрения заявок и оформления сделки. По всей видимости, лизинговые компании будут уходить от универсальности к специализации или, по крайней мере, делать акцент в своей деятельности на каких-то определенных отраслях».
«Наши клиенты по агролизингу, доля которого в общем объеме сделок составляет примерно десятую часть - как крупные сельхозпроизводители, так и фермерские хозяйства, - рассказывает Сергей Топилин, заместитель директора департамента экономической безопасности ЛК «КАРКАДЕ», специализирующейся на поставках автомобильной техники. - Приобретают они в основном автомобили - КАМАЗы, уазики, автомобили для подвоза топлива, грузовики малой подъемности - до 0,5 т - такая техника всегда востребована селянами».
«Агролизинг занимает около 30% в наших сделках и идет тенденция к увеличению его доли, - говорит Олеся Вакула, заместитель директора ростовского филиала ООО «Лизинговая компания «Уралсиб». - Наши клиенты - продвинутые хозяйства, приобретающие дорогое оборудование. Предмет лизинга при этом - трактора, комбайны, прицепное оборудование - как импортные, так и отечественные. Думаю, в целом по ЮФО рост рынка агролизинга составит 40-50% в год».
Рост объемов лизинговых сделок некоторыми аналитиками и руководителями региональных лизинговых компаний прогнозируется на уровне 50% в год. Учитывая значительные программы господдержки, «Росагролизинг» и ее региональные операторы, скорее всего, сохранят лидирующие позиции. Вряд ли стоит в ближайшее время ожидать появления частных компаний, специализирующихся только на работе с аграриями.
Н. Бурдыкова, «Эксперт - Юг»
Аграрии обновляются
Лукьянов Дмитрий
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Дзен.новости | Группа Вконтакте.