После долгих лет кризиса российский рынок производителей сельхозтехники начинает понемногу отвоевывать прежние позиции. Важную роль в этом сыграло усиление господдержки как производителей, так и потребителей отечественной техники, развитие системы лизинга, борьба с демпингом со стороны импортеров.Между тем российские производители техники для АПК только тогда смогут успешно противостоять зарубежным конкурентам, когда эти меры перестанут быть декларативными и начнут реально работать в условиях российской действительности.
Системный кризис 90-х годов прошлого века ударил по основным потребителям сельхозтехники - предприятиям АПК. Отсутствие платежеспособного спроса на технику привело к тому, что переоборудование предприятий, которые ее производят, резко затормозилось. В это время иностранные производители техники для села сделали значительный рывок вперед. За последние 20-25 лет российская отрасль сельхозмашиностроения прошла через падение, рост, стагнацию. Только в последние 2-3 года наметилась тенденция роста объемов производства в аграрном секторе.
Параллельно растет и интерес к закупкам сельхозтехники. И сейчас, когда российский АПК вроде бы пребывает на подъеме, европейские и американские компании приходят на российский рынок уже с полной линейкой качественной техники. Причем иностранный производитель заинтересован продать свой комбайн или трактор в России даже гораздо дешевле, чем продал бы в ЕС или США, поскольку уверен, что он потом возьмет свое на запасных частях. Собственно, автомобильный рынок уже наглядно продемонстрировал нам успешность такой стратегии применительно к иномаркам. Поэтому вполне закономерно, что доля продаж на внутреннем рынке российской техники неуклонно падает: если в 2003 году объемы отечественной и импортной техники были примерно равны, то уже в 2005 году объемы продаж отечественной техники составляли 43%, а в 2006-м - только 34%. Наибольшую часть в структуре импорта по итогам 2006 года занимают машины из Германии (33,6%), США (15,5%) и Украины (7,7%).
Удручающе на фоне роста импорта выглядел повсеместный спад производства. Так, в 2006 году в России было произведено 7584 самоходных комбайна, что составило 94,8% от показателей 2005 года (8003 единицы). Упало производство техники для растениеводства: в 2006 году было выпущено плугов 1141 единица (62,3% от показателей 2005 года), тракторных культиваторов - 6613 (79,1%), машин для внесения в почву минеральных удобрений - 104 (56,8%), сеялок - 5244 (80,1%) Правда, в ряде направлений была отмечена и положительная динамика. Вырос выпуск кормоуборочных комбайнов (с 485 единиц в 2005 году до 723 единиц в 2006 году). Производство тракторов в 2006 году составило 10 952 единицы, что составляет 114% от показателей 2005 года. Также был отмечен рост производства техники для животноводства и кормоуборки: произведено косилок 2647 единиц (105,0%), пресс-подборщиков - 1241 (206,5%), доильных установок - 621 (207,7%). В то же время общий объем экспортных поставок закономерно снизился. Так, в 2006 году Россия экспортировала сельхозтехники, оборудования для АПК и запчастей на $223,4 млн, что составило 81% от показателей 2005 года ($276,8 млн). Главным экспортным товаром ($40,9 млн) в 2006 году стал комбайн «Вектор» производства компании «Ростсельмаш». Основными покупателями российских сельхозмашин являются Казахстан, Украина, Узбекистан (в структуре экспорта 44,4%, 20,8% и 12,3% соответственно).
Общая проблема для всей мировой отрасли - это ее трудоемкость и сложность технического оборудования для производства. Поэтому в большинстве развитых стран существуют системы поддержки, как производителя сельскохозяйственной техники, так и потенциального потребителя. Самыми популярными инструментами государственной поддержки отрасли являются: льготный режим закупок на внутреннем рынке техники собственного производства, финансирование НИОКР, создание льготного режима продаж в тех или иных административно-территориальных единицах. В настоящий момент серьезной головной болью отечественных производителей является импортная продукция, из-за которой они неуклонно теряют долю на внутреннем рынке. И это притом, что в российских хозяйствах растет спрос на любую сельскохозяйственную технику, так как обеспеченность села всеми техническими средствами сегодня не превышает 35-60%. Ощущается острая нехватка тракторов, комбайнов, посевных и почвообрабатывающих машин. Много на селе и устаревшей, выработавшей свой ресурс мототехники. Однако зачастую хозяйства предпочитают закупать не новые российские трактора, а подержанные европейские, так как они являются более экономичными и имеют более низкий процент поломок. Да и главный козырь отечественного машиностроения - доступные цены - постепенно сходит на «нет». Рост цен на электроэнергию и металл внутри страны заставляет производителей сельскохозяйственной техники неуклонно повышать цены на свою продукцию.
Весьма популярным и наиболее легальным способом подмять под себя российский рынок потребителей сельскохозяйственной техники становится в последнее время и открытие мировыми лидерами производств на территории России. Эпидемией это еще не стало, но отдельные факты есть. Усугубляет положение и тот факт, что Россия скована рядом обязательств в свете переговоров по присоединению к ВТО. Государство теперь не вправе оказывать прямую поддержку машиностроительным заводам, а формы и объемы поддержки сельхозпроизводителей жестко регламентированы. Ежегодные дотации государства в отрасль не могут превышать $2,5 млрд. И хотя российские переговорщики в обсуждении данной проблемы с США настаивали на увеличении этой суммы в четыре раза (не менее $10 млрд в год), американцы продолжают настаивать на сохранении нынешнего размера поддержки.
Немаловажную роль в сдерживании подъема российского сельхозмашиностроения играют зарубежные производители и конкуренты. В первую очередь за счет активного препятствования вхождению российской техники на рынки своих государств. Существуют многочисленные примеры дискриминации российских производителей сельхозтехники на зарубежных рынках. Например, российскому предприятию, планирующему продавать сельскохозяйственную технику в Болгарии, Литве или Германии, в обязательном порядке помимо получения сертификата безопасности необходимо пройти дорогостоящую и длительную процедуру испытаний. Ряд государств, входящих в СНГ, также прямо или косвенно препятствуют проникновению отечественных сельскохозяйственных машин на их рынки. Туркмения покупает американские трактора и комбайны, а для поставок российской техники требует проведения специальных испытаний и сертификации. Белоруссия и вовсе негласно запретила закупку российской сельхозтехники. Текущее положение вещей не устраивает как самих производителей сельскохозяйственной техники, так и чиновников. Поэтому в последние годы уже принят ряд мер. Например, производители отрасли уже давно осознали, что вернуть былую славу советских предприятий в нынешней ситуации можно только путем консолидации отрасли. Объединяться отрасль стала еще в 2003 году, когда Владимирский, Липецкий, Чебоксарский и Кишиневский тракторные заводы вошли в состав концерна «Тракторные заводы». Другим крупнейшим игроком на рынке производства сельскохозяйственной техники стал промышленный союз «Новое содружество», образованный на базе «Ростсельмаша». Замыкает «большую тройку» управляющая компания «Кировский завод», объединяющая 15 предприятий различного профиля, в том числе Петербургский тракторный завод и «Кировец-Ландтехник». Собственно, на эту тройку плюс Челябинский тракторный завод сейчас приходится свыше 95% совокупного российского выпуска промышленного и сельскохозяйственного машиностроения.
Важным шагом государства навстречу отечественным производителям стало введение в 2005 году комбинированной ставки таможенных пошлин на ввоз импортных комбайнов. Как следствие, импорт сельхозтехники, который ежегодно рос на 30-40% последние несколько лет - с конца 2005 года - наконец замер на уровне 1220-1250 единиц в год. При этом начал снижаться и импорт более подержанной иностранной техники.
Немаловажным стоит считать и возникший в последние годы интерес коммерческих банков к кредитованию села. Россельхозбанк, Сбербанк и ряд других стали заключать соглашения напрямую с производителями сельскохозяйственной техники о программах субсидирования процентных ставок для потребителей. Растет и объем средств, выделяемых на лизинговые программы ОАО «Росагролизинг». Всего сумма средств, выделяемых на лизинг в 2007 году, составляет 12,5 млрд рублей.
«Ситуация в российском сельхозмашиностроении нас, как компанию, ориентированную на создание полной линейки сельхозтехники, тревожит,- честно признается президент, председатель совета директоров ОАО «Агромашхолдинг» Наталия Партасова.- Ведь поставками дешевой российской электроэнергии, нефти, газа мы сами создали себе конкурентов, которые теперь нас теснят на собственном рынке». В этой связи компания сама, не дожидаясь помощи от государства, начала активно инвестировать в производство новых, востребованных рынком моделей сельхозтехники, предлагая покупателям оптимальное соотношение цены и качества техники.
Однако такое «выживание» очень больно бьет по карману производителей. Особенно обидно то, что господдержка в России, которая так нужна производителям, уже вполне возможна, но не до конца отлажена. По словам генерального директора «Союзагромаша» Евгения Корчевого, губернаторы имеют возможность субсидировать производство до 50%, но обычно неумело пользуются этим правом. Например, их никто не ограничивает в выборе производителей, включая зарубежных. А с учетом разницы в стоимости техники местным властям намного выгоднее субсидировать и отдавать предпочтение иностранным фирмам, заинтересовавшимся в поставках своей техники в тот или иной регион, нежели поддерживать отечественного производителя. Крайне недоволен Е. Корчевой и тем, что в 2007 году межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле склонна не продлевать действия комбинированной ставки на ввоз комбайнов. Причина отмены поправки связана с уступками в рамках переговоров о присоединении России к ВТО. Но, по мнению Е. Корчевого, такой шаг приведет к тому, что в Россию вернутся «серые» импортеры, а продажи российской техники вновь упадут».
В настоящее время в стадии разработки находится пятилетняя государственная программа поддержки сельского хозяйства на период 2008-2012 годов, которую должно утвердить правительство РФ не позднее 1 июня 2007 года. Основные проблемы отрасли обязательно найдут отражение в этом документе, которым вплотную занимается департамент технического регулирования Минсельхоза России при участии Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш».
В последнее время все чаще вспоминают и о Китае в связи с демпингом на рынке и угрозой промышленной экспансии. Не является исключением и рынок производителей сельскохозяйственной техники, где Китай медленно, но планомерно усиливает свое присутствие. Первое волнение на рынке появилось в 2001 году, когда Китай продемонстрировал почти четырехкратный рост импорта сельскохозяйственной техники в страны Центральной Азии. В 2004 году производство крупных и средних тракторов в Китае выросло более чем в 2 раза, притом, что прирост производства других видов техники в среднем составлял 7-20% к объемам предыдущего года. К 2006 году валовая продукция китайской отрасли сельскохозяйственного машиностроения достигла примерно $13 млрд, что на 50% больше по сравнению с 2005 годом. При этом общая мощность сельхозмашин составила 680 млн кВт. По официальным прогнозам, к 2010 году совокупная мощность сельхозтехники в Китае превысит 800 млн кВт. Естественно, подобный рывок в сельхозмашиностроении обеспечили крупнейшие китайские игроки этого рынка. Самый крупный в Китае производитель тракторов корпорация Yituo, которая за свою полувековую историю произвела более 1,5 млн тракторов различных марок. Также на рынке становятся все более популярными такие китайские брэнды, как Shandong tractor works и Foton.
В 2006 году первым звоночком для российских производителей стало появление на российской выставке экспортного варианта трактора фирмы Foton. Практически сразу после этого администрация Читинской области выступила с заявлением о намерении организовать на базе одного из читинских АО, контрольный пакет которого принадлежит администрации области, СП по сборке малогабаритных китайских тракторов. Интерес к такого рода сотрудничеству региональные власти объяснили дешевизной предлагаемого ассортимента малогабаритной техники, которая крайне необходима и востребована владельцами личных подсобных хозяйств. Да и заплатить китайцы за вхождение на российский рынок готовы немало - около $200 тыс. Хотя в данном случае весьма странным выглядит нежелание российских регионов поддержать отечественного производителя. Эксперты успокаивают, что доля поставок для нужд частных фермеров все-таки мала по сравнению с госзаказом на трактора повышенной мощности (свыше 150 л.с.). И в то время когда в России на производстве такой техники (тот же трактор «Кировец») специализируется Петербургский тракторный завод, в Китае еще даже не приступали к работе над созданием собственных тракторов четвертого и пятого классов. На освоение линейки макромощной сельхозтехники у китайцев уйдет, как минимум лет пять. Но готовиться к китайской экспансии лучше уже сейчас, когда ей еще можно выстроить заслоны.
Основные российские игроки рынка сельхозтехники:

Кто контролирует Мощности (шт.) Производство

2003 2004 2005


«Ростсельмаш» «Новое содружество» 86000 4028 4538 5389

Красноярский завод комбайнов «Агромашхолдинг» 29000 2600 3600 2100

Волгоградский тракторный завод «Промышленные инвесторы» 80000 1841 2880 2250

Алтайский тракторный завод РАТМ 40000 1534 733 389

Владимирский тракторный завод Концерн «Тракторные заводы» 12000 1226 1736 2506

Липецкий тракторный завод Концерн «Тракторные заводы» 50000 594 846 188

«Промтрактор» (Чебоксары) Концерн «Тракторные заводы» 2200 352 496 607

«ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинск) ФГУП «Уралвагонзавод» 32000 1777 1642 1507

Онежский тракторный завод Концерн «Тракторные заводы» – 663 264 363

Петербургский тракторный завод ОАО «Кировский завод» 5000 284 450 903

Источники: Минсельхоз РФ, «Союзагромаш», ФТС
Д. Смирнов «Коммерсантъ - Business Guide»