"О формировании системы социального питания"

19 февраля 2010 в 10:06
Письмо Минсельхоза России от 18 февраля 2010 г. № ЕС-4-27/1276 В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № ВП-П11-7898 по выполнению решений Совета Безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2009 г., Минсельхозом России разрабатываются предложения по реализации основных положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одним из направлений, обеспечивающих устойчивое развитие АПК, является повышение спроса на высококачественную отечественную продукцию. В значительной степени такой спрос формируется потребителями питания в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, силовых и иных структур. Разработка комплекса законодательных и организационных мер по формированию системы социального питания определена решением Совета Безопасности Российской Федерации № Пр-3390, утвержденным Президентом Российской Федерации 17 декабря 2009 г.
По мнению Минсельхоза России, консолидация потребности в обеспечении пищевыми продуктами социальных групп населения, организация питания которых происходит за счет или при участии средств бюджетов всех уровней, может осуществляться на основе увеличения государственной поддержки данной сферы и формирования единого государственного социального заказа. Это позволит применить промышленные способы производства социального питания, обеспечить его гарантированное качество, исключить необоснованные посреднические звенья и эффективно расходовать бюджетные средства. Одним из вариантов формирования единой системы товаропроводящей инфраструктуры, производства и поставок рационов питания потребителям в организованных коллективах («от поля до стола») могут стать агропромпарки.
Таким образом, будет решена не только важная социально-экономическая задача, но и оказана существенная адресная поддержка местным предприятиям-производителям и переработчикам качественной сельхозпродукции и сырья.
При разработке комплекса законодательных и организационных мер по формированию системы социального питания Минсельхозом России учтены предварительные предложения по данному вопросу, поступившие из регионов в ответ на наше обращение от 05.10.2009 № 21-03/463. Опыт и поддержка субъектов Российской Федерации в данных вопросах могут создать хороший задел для реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
С целью доработки комплекса мероприятий прошу поручить рассмотреть предлагаемый проект комплекса законодательных и организационных мер и направить свои предложения по его совершенствованию, а также о возможности проведения пилотных проектов формирования системы социального питания в регионе.

Министр Е. Скрынник


Приложение

Предложения по комплексу законодательных и организационных мер
по формированию системы социального питания

Законодательные меры
I. Разработка «Закона о социальном питании»
Цель – обеспечение экономической доступности продовольствия для групп населения, осуществление мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания.
Основное содержание:
- поэтапное внедрение механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
- законодательное закрепление функций органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, муниципалитетов (с возложением ответственности за организацию питания в данной сфере на субъекты федерации);
- гармонизация условий и оснований предоставления налоговых, имущественных льгот, государственной поддержки и непосредственного участия государства в создании и функционировании предприятий в системе социального питания.
II. Принятие Федерального Закона о Государственном (муниципальном) социальном заказе
Цель – стимулирование потребительского спроса за счет консолидации потребности в обеспечении пищевыми продуктами социальных групп населения, организация питания которых обеспечивается за счет или при участии средств бюджетов всех уровней.
Основное содержание - определение порядка формирования объемов государственного заказа для социального питания с обеспечением размещения не менее 20% объемов госзаказа среди субъектов малого бизнеса и права Правительства Российской Федерации устанавливать приоритет продукции отечественного производства.
Это позволит применить индустриальные методы и технологии производства социального питания, обеспечить его гарантированное качество, исключить необоснованные посреднические звенья и эффективно расходовать бюджетные средства.
III. Разработка Федерального Закона «Технический регламент
«О безопасности пищевых продуктов общественного питания»
Цель – законодательное и нормативное регулирование обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов общественного питания, в том числе предназначенных для социального питания, как продукции особого контроля со стороны государственных органов.
Основное содержание - обеспечение гарантированного качества и безопасности продукции для социального питания за счет ее выпуска в соответствии с нормативно-технической документацией, предусмотренной для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
IV. Разработка и принятие дополнений в Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года по обеспечению гарантированных поставок рыбопродуктов для системы социального питания.

Организационные меры
I. Механизм управления и финансирование мероприятий
Цель - формирование из различных источников значительных материальных и финансовых ресурсов и их концентрация на решение стратегической задачи развития социального питания в России.
Межотраслевой и межведомственный характер системы социального питания, наличие большого числа участников предполагает создание устойчивой системы ее финансирования и управления по трем основным взаимосвязанным направлениям:
- принятие и реализация государственных гарантий в сфере социального питания;
- создание современной материально-технической базы в учреждениях сферы социального питания;
- формирование и развитие единой системы производства, переработки, поставок и реализации продукции для обеспечения учреждений сферы социального питания.
Управление и финансирование отдельными направлениями предлагается осуществлять следующим образом:
1.Государственные гарантии в области социального питания обеспечиваются через федеральный и региональные бюджеты, а их выполнение осуществляется с использованием возможностей государственного заказа.
Задача организации бесплатного питания в настоящее время определена на федеральном уровне в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года применительно к детям из малообеспеченных семей. Потребность в финансировании для данной категории составляет ориентировочно 72,5 млрд. рублей в год, из них порядка 60% должны составить средства бюджетов субъектов РФ, 40% - средства федерального бюджета для дотационных регионов. Мультипликативный эффект увеличения спроса при решении задачи организации сбалансированного питания может составить более 150 млрд.руб.
Важным, с точки зрения здорового питания и развития молочной отрасли АПК, представляется решение вопроса о дотировании ежедневной бесплатной выдачи в образовательных учреждениях молокопродуктов для питания учащихся 1-4 классов. На эти цели потребуется дополнительно около 6 млрд. руб. в год.
Средства должны выделяться субъектам под гарантии организации полноценного питания на основе программно-целевого метода.
2.Создание современной материально-технической базы в учреждениях сферы социального питания целесообразно осуществлять в форме доготовочных и раздаточных столовых, работающих на полуфабрикатах или готовых блюдах, поставляемых индустриальными предприятиями социального питания. Ориентировочные ежегодные затраты, исходя из срока решения задачи до 2020 года, могут составлять порядка 20 млрд. рублей, из них около 40% - федеральный бюджет, остальные – бюджеты субъектов и муниципалитетов. Данное направление может быть реализовано в развитии осуществляемых в настоящее время экспериментальных проектов по оснащению пищеблоков общеобразовательных учреждений на основе Федеральной целевой программы, совмещенной с соответствующими региональными и ведомственными целевыми программами.
3.Увеличивая финансирование питания отдельных социальных групп и расширяя материально-техническую базу учреждений для организации в них питания на основе современных технологий, государство, наряду с выполнением своих социальных обязательств, создает достаточные экономические стимулы для развития специализированной отрасли – индустриального производства социального питания.
Основа такой системы должна создаваться в рамках частно-государственного партнерства как сеть современных комбинатов питания и распределительных логистических центров. Управление системой на федеральном уровне целесообразно осуществлять в основном финансово-экономическими способами, возложив организационные и директивно-распорядительные функции в этой сфере деятельности на субъекты Российской Федерации.
При общих затратах на строительство комбинатов питания (производственно-логистических центров) в объеме более 263 млрд.руб. расходы федерального бюджета (в форме субсидирования части процентных ставок по кредитам) могут составить порядка 8-10% от общих расходов, бюджетов субъектов и муниципалитетов – 20-30%, частных компаний – 60-70%. Программу развития отрасли целесообразно рассматривать как составную часть Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ.
II. Обеспечение принципов здорового питания в системе социального питания
Основное содержание:
1. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке качества и безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрение инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных пищевых продуктов; разработка для населения образовательных программ по проблемам здорового питания.
2. Формирование реестра недопускаемых для использования в питании обучающихся пищевых продуктов (содержащих генно-модифицированные организмы и их производные, продукции, выработанной с применением искусственных подсластителей, консервантов, красителей, ароматизаторов, улучшителей вкуса и прочих ненатуральных ингредиентов и т.д.).
3. Введение обязательного подтверждения соответствия пищевых продуктов, производимых на предприятиях общественного питания для обеспечения детей.
4. Создание при Правительстве Российской Федерации Межведомственной экспертной группы по мониторингу организации социального питания, ассортимента, качества и безопасности поставляемого сырья и продовольствия.
III. Перевод сферы социального питания на современные технологии
Основное содержание:
1.Разработка долгосрочной программы развития производства социального питания.
Учитывая, что переход системы социального питания на современные технологии требует значительных инвестиций, целесообразно осуществлять его поэтапно, на основе разработки межрегиональной схемы размещения индустриальных предприятий питания в разрезе регионов РФ.
На первом этапе – 2010-2011 годы:
- реализация пилотных проектов (по основным типам предприятий, в том числе для сельской местности) в 5-9 отдельных субъектах РФ;
- разработка среднесрочной межотраслевой схемы размещения комбинатов питания (в разрезе субъектов).
На втором этапе – 2012-2016 годы:
- реализация проектов во всех регионах Российской Федерации с достижением 25% охвата потребителей системы социального питания.
При этом комбинаты питания на первом и втором этапах, этапах активной государственной поддержки, должны проектироваться, как правило, из расчета обеспечения потребности не более 50% потребителей в сфере социального питания населенного пункта (района), оставляя возможности функционирования на рынке других предприятий и, одновременно, возможность выхода на рынок других инвесторов для создания дополнительных мощностей.
На третьем этапе – 2017-2020 годы:
- реализация проектов во всех регионах Российской Федерации с достижением не менее 70% охвата потребителей.
На данном этапе развитие отрасли должно осуществляться в условиях сформированных рыночных отношений в указанной сфере, преимущественно за счет частных инвестиций.
2. В рамках пилотных проектов поддержки монопрофильных городов реализовать строительство комбинатов питания, обеспечивающих диверсификацию промышленности моногорода и создание новых рабочих мест.
3. В целях развития инновационной составляющей системы социального питания предусмотреть:
- проведение НИОКР по направлениям разработки индустриальных технологий производства полуфабрикатов и готовых блюд для целевых потребителей;
- разработку нормативов проектирования современных предприятий социального питания;
- обоснование типовых требований к технологическому проектированию, нормативов создания сети и норм оснащения предприятий;
- в пилотных проектах поддержки моногородов предусмотреть создание производства, обеспечивающего выпуск современного технологического оборудования для комбинатов питания и столовых.
IV . Развитие институтов гражданского общества
Развитие институтов гражданского общества и механизмов общественного контроля за состоянием социального питания осуществлять путем создания:
- саморегулируемых организаций производителей социального питания (например, Национальной ассоциации участников рынка социального питания и ее региональных отделений);
- объединений представителей заказывающих учреждений, потребителей, родителей и т.п.
Пресс-служба Минсельхоза России 
Опубликовано:

В ленту раздела Архив новостей | Обсудить тему на форуме
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1716 просмотров

Популярное



Комментарии (0)