С начала 2000-х годов маркетплейсы изменили целый ряд рынков: транспорт, продуктовый ретейл, аренда. Постепенно такие площадки приходят и в агробизнес. Игрокам рынка важно понимать, что b2b/b2c-площадка — не просто место встречи продавца и покупателя. Платформы должны уметь поддерживать и расширять ассортимент, гарантировать качество услуг и товаров, отслеживать впечатления покупателей и регулировать конфликтные ситуации. О том, какие уроки агробизнесу стоит извлечь из истории эволюции маркетплейсов во всем мире, рассказывает Андрей Зюзин, генеральный директор «ЭФКО Инновации»

  - В начале июня 2020 года российский агропромышленный стартап «Агро.Клуб» сумел привлечь $1,5 млн. Инвесторами стали корпоративная венчурная компания Elevator Ventures Райффайзенбанка и инвестфонд Speedinvest. Мобильное приложение, веб-сервис и маркетплейс для фермеров, производителей, экспортеров и переработчиков зерна и других культур «Агро.Клуб», согласно данным платформы, за полтора года работы привлекли 9280 сельхозпроизводителей и 5731 покупателей. Стартап сопровождает сделки гарантией платежа, качеством товара, обеспечивает логистику. Комиссию платят покупатели (около 1% от сделки). До появления платформы в 2018 году тысячи российских производителей не могли достучаться до покупателей, а теперь сообща формируют экосистему.

андрей зюзин

Предположу, что такая инвестиция потенциально может позволить банку задействовать не только расчетное подразделение для осуществления платежей, но и инвестиционное, и страховое подразделения, чтобы стать источником всех финансовых услуг на платформе.

Большая история маркетплейсов

За 25 лет онлайн-площадки прошли путь от агрегаторов предложений до серьезных игроков того или иного рынка. Еще совсем недавно в интернете можно было долго, дорого и без гарантий купить только книги. Теперь онлайн можно заказать и оплатить фактически любой товар или услугу.

Сегодня маркетплейсы — это высокий уровень удобства и безопасности, скорость исполнения заказа и адекватная поддержка после завершения выбора. Если выбранного товара нет, с вами связываются и предлагают альтернативу. Из непонятных и ненадежных площадок маркетплейсы выросли в электронные сервисы по запросу и целые экосистемы.

182 миллиона человек сегодня пользуются маркетплейсом eBay на 190 рынках. Общий доход компании в 2019 году составил $10,8 млрд, а капитализация — $34 млрд. Компания, основанная в 1995 году за 25 лет выросла из онлайн-аукциона в полноценный маркетплейс. Сервис коротких объявлений Craigslist в 2019 года получил $690 миллионов дохода и стоит сегодня не менее $3 млрд по оценкам Forbes. А российская доска объявлений Avito, стоимостью $3,85 млрд, входит в десятку популярнейших ресурсов Рунета с аудиторией более 47 млн пользователей.

Развитие маркетплейсов

1990-е

Специфика площадок: агрегаторы предложений

Компании: Craigslist, ebay, Marketplaats, leboncoin, milanuncios

2000-е

Специфика площадок: вертикальная специализация

Компании: Coches.net, infojobs, StubHub, trvlia, Avito, AutoTrader, AutoScout24,

2005-2010

Специфика площадок: транзакционные торговые площадки

Компании: Airbnb, Just Eat, Delivery Hero, Takeaway.com, Rover, Booking.com

2010-2015

Специфика площадок: работа по запросу и геолокации

Компании: Uber, Glovo, cabby, deliveroo, Lyft

2015

Специфика площадок: управляемые торговые площадки

Компании: Tier, KRY, kodit.io, auto1.com, Packhelp

Ключевые факторы развития маркетплейсов

Все ушли в онлайн. В условиях глобального кризиса в виртуальное пространство мигрирует огромное количество сервисов: теперь через интернет можно оформлять любые документы, получать образование, совершать сделки, заниматься спортом. Рост маркетплейсов на любом рынке ограничен только количеством пользователей. Поэтому удобство, качество обслуживания на каждой площадке играют ключевую роль.

Technology natives. Это поколение молодых людей, родившихся в эпоху компьютеров и смартфонов. На рынках создается своеобразный поколенческий дисбаланс. Молодые люди, в основном, живут в онлайне, покупают там товары и длительного, и короткого использования. Учатся, следят за своим здоровьем, знакомятся, строят отношения.

Потребители стремятся сократить время на «промежуточные сервисы». Поэтому растут сервисы доставки «по запросу», сервисы доставки наборов для приготовления еды (российские Elementaree, Delivery Club, Яндекс.Еда, глобальные — UberEats, DoorDash, Just Eat Teakeaway).

Перспективные рынки — самые консервативные. На рынке недвижимости ($8 трлн в год в мире, $3 трлн в Европе) очень мало цифровых решений. Классическому покупателю или арендатору нужно приехать, оценить недвижимость перед сделкой. То же самое с рынком здравоохранения, страховым рынком (почти $8 трлн в мире, почти $2 трлн — в Европе). Эти рынки очень консервативны, изобилуют персональными данными, поэтому на них маркетплейсам и стартапам сложно зайти.

$4,7 млрд — объем мирового рынка точного земледелия в 2019 году;

На 13% ежегодно он будет расти с 2020 по 2027 год.

Коронавирус: новый этап маркетплейсов и онлайн-торговли

Covid-19 продемонстрировал, насколько важны и перспективны торговля и услуги онлайн. Коронавирус запустит новую фазу эволюции онлайн-рынка. Кризис повлияет на источники финансирования для стартапов, а потому внимание к их прибыльности со стороны инвесторов будет повышенным.

Две экстремальные модели

Маркетплейсы становятся все более ответственными. Площадки активно решают ключевые вопросы: гарантируют качество товара, скорость доставки, пригодность объекта или уровень заказанной на площадке услуги.

Сегодня есть две противовесные модели:

— маркетплейс не делает ничего, но создает удобную модель для проведения транзакций (и ее в теории повторить). Тогда нужно быть Ebay или Alibaba, первым закрепиться на рынке;

— маркетплейс работает на масштабах компании (Amazon): собирает все товары на своих складах, предоставляет большое количество сервисов, доставляет товар в день заказа, предлагает разные способы доставки, контролирует впечатления потребителя. 

b2b и b2c

Инвесторам нравится, что маркетплейсы решают проблемы неэффективности во многих нишах. Они и дальше будут специализироваться и сегментироваться с учетом существующих цепочек создания стоимости, ценностей новых поколений, которые становятся активными экономическими игроками. Это более ответственные потребители, не ценящие собственность и зарабатывающие творческим трудом.

Будут расти и b2b-маркетплейсы, в число которых входит «Агро.Клуб». В США активно развивается сервис Indigo Ag (основана в 2016 году, общая сумма финансирования $809 млн, стоимость — $3,5 млрд, 21 000 пользователей в месяц).

В Южной Азии сельхозпроизводителей и покупателей объединяет индийская сеть Ninjacart (основана в 2015 году, сумма финансирования $164,2 млн, 44 000 фермеров, 60 000 покупателей). В России, помимо «Агро.Клуба», работают сервис Агро24; проект холдинга «Белая Дача», администрации Тамбовской области и ApiBank — GrainChain.

Важно, что сейчас многие начали понимать разницу между форматами b2c (англ. business-to-consumer, — бизнес для потребителя) и b2b (англ. business-to-business — бизнес для бизнеса).

Цифровой агробизнес выиграет, если все компании будут четко разделять понятия онлайн-магазина и независимого маркетплейса. Платформа, обеспечивающая высокий уровень сервиса для всех сторон и в то же время не позволяющая конкурирующим компаниям видеть объемы продаж друг друга, будет интересна всем.

Все маркетплейсы развиваются за счет сетевого эффекта, количества пользователей, которые со временем приходят на платформу.

Продовольственные сервисы, заслуживающие внимания

DoorDash — маркетплейс и сервис доставки продуктов питания. Сервис основан в 2014 году и работает на рынках США и Канады. В мае 2019 года компания привлекла $600 млн долларов. Тогда ее оценили в $12,6 млрд.

Rappi — колумбийский сервис доставки продуктов. В сентябре 2018 года привлек $200 млн инвестиций и оценивается в $1 млрд. Стартапу удалось сделать виртуальный супермаркет с десятками категорий товаров и работать с нежеланием жителей Латинской Америки платить онлайн. Самый большой рынок для компании сегодня — Бразилия.

TakeAway.com — голландский сервис доставки готовых блюд из ресторанов, созданный в 2000 году. В июле 2019 года компания приобрела компанию-конкурента Just Eat. Компания работает на европейских рынках и в Израиле. Оценивается в $15,1 млрд. В июне 2020 года сервис Just Eat Takeaway.com договорился о покупке американского сервиса доставки еды Grubhub за $7,3 млрд.

Meituan — компания из Китая, специализирующаяся на заказах и доставке продуктов питания, товаров и услуг. Основана в 2010 году в Пекине, сегодня объединяет 240 млн покупателей и 5 млн продавцов в единую систему электронной коммерции.