Этот сегмент субпродуктов из мяса птицы в нашей стране еще только формируется. Но эксперты прогнозируют его поступательный рост вслед за увеличением производства кормов для домашних животных

Товарный рынок топленого куриного жира в России развит довольно слабо.

Это побочный продукт, появляющийся при убое сельскохозяйственной птицы или при глубокой переработке тушек на птицефабриках, официальная статистика его реализации отсутствует. Поэтому получить данные по объемам продаж топленого куриного жира можно только на основе глубинных интервью с производителями и экспертами отрасли.

Оценка объема и динамики рынка в 2015–2017 гг.

Необходимо отметить, что часть топленого куриного жира предприятия-изготовители производят для собственных нужд. Все приведенные далее цифры и оценки относятся только к тем объемам продукции, которые поступают в свободную продажу.

Полученные результаты говорят о том, что в 2015–2017 гг. рынок показывал положительную динамику. Несмотря на небольшое количество игроков (в рассматриваемый период лишь две компании поставляли топленый жир из куриных тушек в промышленных объемах и еще 2-3 предприятия продавали его в розницу в связи с небольшими объемами производства), он вырос на 17%.

динамика рынка топленого куриного жира

Основная тенденция в структуре поставок — рост внутреннего производства и снижение импорта. Так, доля иностранной продукции в 2016-2017 гг. сократилась с 54 с до 48%.

По словам участников рынка, рост его объема связан с увеличением спроса со стороны производителей кормов для домашних животных, где куриные жиры используются для усиления вкусовых качеств готовой продукции. По мнению аналитиков, дальнейшее развитие производства топленого куриного жира также будет определяться в первую очередь потребностями этой отрасли, которая, по данным на 2017 г., обеспечивала 93% потребления. 6% приходилось на розничные продажи и еще 1% — на производство продуктов быстрого приготовления (приправы к готовым обедам, концентрированные супы и т. д.).

потребление куриного жира

Анализ импорта топленого куриного жира

Импортные поставки в 2015–2017 гг. показывали разнонаправленную динамику.

В 2016 г. объем ввоза куриного жира вырос практически на треть, а в 2017 г. — упал на 12%. Основной причиной этого падения было введение эмбарго на поставки из стран Евросоюза (Франции, Дании, Италии). Специалисты утверждают, что это временное явление, т. к. ограничения были введены в октябре 2017 г. и рынок просто не успел к ним адаптироваться. Традиционно мясные субпродукты поставляются из стран Южной Америки, кроме того, большой объем куриных жиров идет из Белоруссии.

Доля импорта в общем объеме рынка в любом случае будет значительной, т. к. на нем сложилась не совсем типичная ситуация: импортная продукция значительно дешевле российской. Аналитики объясняют это следующими причинами:

· преференции экспортерам в их странах;

· более отлаженный технологический процесс у иностранных производителей;

· небольшой объем внутреннего рынка в России, не позволяющий получить снижение себестоимости, обусловленное эффектом масштаба.

Прогноз развития рынка на 2019–2023 гг

Эксперты отмечают, что рынок топленого куриного жира в России имеет хороший потенциал для развития.

Динамика главной спросообразующей отрасли — производства кормов для животных — даже в годы кризиса оставалась положительной (в 2016 г. рост составил 6%, в 2017 г. — 3%).

перспективы рынка топленого куриного жира

Все последние годы четко прослеживается рост общего количества домашних животных, а также доли кошек и собак, переводимых с натуральных кормов на готовые. Представители крупнейших компаний-производителей — ООО «Нестле» и ООО «Аллер Петфуд» — в ходе интервью высказали предположение о том, что рост производства кормов для домашних животных в ближайшей перспективе составит 4-5% в год.

Таким образом, можно с высокой долей уверенности предполагать, что рынок топленого куриного жира будет показывать аналогичную динамику, поскольку никаких товаров-заменителей у этого продукта нет (свиной жир в производстве кормов не применяется, т. к. он дороже и может вызывать аллергические реакции), а его использование в соответствующих сортах кормов для домашних животных стало практически обязательным. В таком случае объем рынка в 2023 г. может превысить показатели 2018 года более чем в 1,5 раза.

(Источник: агентство MegaResearch).