Эксперты Роскачества провели масштабное исследование любимого российского лакомства. Давайте узнаем лидеров и аутсайдеров в рейтинге самого вкусного и качественного мороженого, а также усвоим принципиальное отличие пломбира от фальсификата

 

В рамках веерного исследования Роскачества было изучено мороженое – ванильный пломбир с массовой долей молочного жира не менее 12 %: 34 самые популярные у россиян торговые марки, по 51 показателю качества и безопасности.

Вся исследованная продукция производится на территории РФ (в Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Томской областях, Краснодарском, Пермском, Приморском и Ставропольском краях, Республике Татарстан, а также в Москве и Санкт-Петербурге).

Стоимость порции мороженого составила от 16,99 до 325 рублей на момент закупки (в исследовании было представлено мороженое в упаковках от 65 грамм до 1 килограмма).

По результатам испытаний пломбир трех торговых марок сможет претендовать на российский Знак качества. Это «Вологодский пломбир», «Русский Холод» и «Эскимос». Мороженое этих торговых марок соответствует не только требованиям действующих норм по качеству и безопасности, но и опережающим требованиям стандарта Роскачества.

 

Так вот ты какой, настоящий пломбир!

 

Стандарт Российской системы качества установил повышенные требования к показателям, определяющим свежесть мороженого по наличию продуктов первичного окисления жировой фазы: перекисному и кислотному числу. Также он ужесточил установленные ГОСТ 31457 требования к массовой доле сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО) – параметру, в значительной степени определяющему органолептические показатели (вкус, структуру и консистенцию) и пищевую ценность продукта по содержанию молочного белка. Требуемый уровень локализации производства для присвоения российского Знака качества составляет не менее 80 % от себестоимости товара.

Для того, чтобы получить право именоваться пломбиром, в составе мороженого не должно быть растительных жиров, а жирность составлять не менее 12%. Если нарушен хотя бы один пункт, то перед вами не пломбир.

как выбрать пломбир

 

Фальсифицированное мороженое – не всегда самое дешевое

 

По результатам испытаний растительные жиры есть в составе мороженого «Белое золото» (Ленинградская область) и «Бодрая корова» (Белгородская область). Это мороженое не может считаться пломбиром, это фальсификат. Внимание! В исследовании принимал участие еще один продукт ТМ «Бодрая корова». Это пломбир, изготовленный по рецептуре 1948 года – в нем растительных жиров не выявлено.

Отметим, что на упаковке мороженого «Белое золото» несколько раз указано: «Без растительных жиров». И дальше: «Компания «Талосто» – крупнейший производитель мороженого и замороженных продуктов в России. Успешно развиваясь, компания всегда соблюдает основные принципы: использование натурального высококачественного сырья; <…> строгий контроль качества готовой продукции на всех этапах – от производства до магазина; выпуск натуральных продуктов по доступной цене на основе традиционных рецептов. Главная цель компании «Талосто» – обеспечение стабильно высокого качества продукции, что соответствует и подтверждено международным сертификатом ISO 9001:2008».

Отметим, что «Бодрая корова» – один из самых дешевых исследованных товаров. Его закупочная стоимость составила 26 рублей за 100 грамм. А вот «Белое золото» находится скорее в средней ценовой категории: 37 рублей за 100 грамм (цена при закупке). Таким образом, фальсифицированный товар не всегда является самым дешевым.

Согласно проведенным испытаниям, мороженое «Ваш пломбир» и «Мороженое от Деда Мороза» не имеет права называться пломбиром, так как жира в обоих продуктах 11,5 %.

В зависимости от массовой доли молочного жира мороженое подразделяют на:

1. Молочное (0,5–7,5 % жира).
2. Сливочное (8–11,5 % жира).
3. Пломбир (12–20 % жира).

Важно! Также для подмены молочной составляющей или для создания вязкой консистенции мороженого производители могут использовать крахмал. Тем более что это не запрещает российское законодательство. Однако наличие крахмала должно отражаться в маркировке. Не указан, но присутствует крахмал в составе мороженого под торговыми марками «Как было» и «Сибхолод» (оба – Омская область). Эти производители нарушили права потребителей на достоверную маркировку.

 

Осторожно: кишечная палочка

 

Плохую новость прибережем напоследок. А пока хорошие: в исследованном мороженом эксперты не обнаружили пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов, ГМО и токсичных элементов. Также в нем нет золотистого стафилококка, листерий, патогенных микроорганизмов, превышений по общему количеству бактерий.

Однако в мороженом двух торговых марок эксперты обнаружили бактерии группы кишечной палочки. Это «Артек» (Вологодская область) и «Волгоградский пломбир» (Волгоградская область).

Обычно в подобных случаях эксперты оговариваются, что товар мог испортиться не на стадии выпуска с производства, а уже в процессе транспортировки, хранения и реализации. Однако в случае с мороженым это практически исключено: на всех этапах товаропроводящей цепи должен сохраняться определенный температурный режим. В противном случае этот продукт попросту растает. Поэтому с большой долей вероятности источник кишечной палочки в пломбире – антисанитарные условия на производстве или некачественное сырье.

– Наличие кишечной палочки в мороженом считают признаком санитарного неблагополучия предприятия, – комментирует заместитель директора по научной работе ФГБНУ ВНИХИ, доктор технических наук Антонина Творогова. – Часто ее источником является водопроводная вода.

 

Что в имени тебе моем

 

  • Название пломбира «Артек» в первую очередь ассоциируется у потребителя с детским лагерем в Крыму. Добавим к этому пионера, изображенного на упаковке одноименного мороженого, – и у потребителя может сложиться ложное впечатление, что перед ним продукт, который подходит детям. Однако, как мы видим по результатам испытаний, намек на детскую тематику на упаковке (ребенок, детский рисунок и др.) отнюдь не значит, что продукт предназначен для детей. Специализированные детские продукты выделяет только надпись «Продукт для детского питания», которую они имеют право наносить на маркировку после прохождения дополнительной сертификации. Что касается мороженого «Артек», на его упаковке такой надписи нет.
  • На упаковке мороженого «Волгоградский пломбир» указано: «Высшее качество». Как видно, эта фраза не более чем маркетинговый ход.

Информация о нарушениях передана в контрольно-надзорные органы.

 

Мороженое с лекарствами

 

В основе пломбира – молочная составляющая. Поэтому, как и продукты молочного происхождения (сыр, творог, кефир, сметана, сливочное масло 72,5 %), мороженое не застраховано от присутствия антибиотиков.

В ходе испытаний эксперты обнаружили антибиотик левомицетин в мороженом «Волгоградский пломбир» (Волгоградская область) и антибиотики тетрациклиновой группы в пломбире «Липецкое» (Липецкая область). Количества этих лекарственных препаратов превышали допустимые техническим регламентом Таможенного союза.

Также в продуктах шести торговых марок обнаружены следовые количества антибиотиков, не превышающие установленных законом норм.

 

Четыре с половиной рубля за воздух

 

Исследование мороженого выявило только один случай недовеса. Фактическая масса нетто пломбира «Село Зеленое» (Пермский край) составила 267 грамм при заявленных 280 граммах.

Производитель недовесил всего 13 грамм. Но если учесть стоимость одного такого мороженого – 99 рублей за упаковку, – выходит, что потребитель платит лишние 4,5 рубля. Кстати, у пломбира «Село Зеленое» других недостатков нет: он качественный, безопасный и очень вкусный – за органолептику это мороженое получило 5,5 балла. Однако за обман потребителя итоговый балл изрядно снижен: общая оценка составила 3,3.

Еще немного о качестве мороженого

1. Среди потребителей есть мнение, что мороженое производится из несвежего молочного сырья. Однако результаты испытаний не подтвердили это мнение. Практически все исследованное мороженое было изготовлено из свежего молока – на это указывали значения показателя кислотности. Исключение составил пломбир «Золотой стандарт» (Омская область) и «Как раньше» (Санкт-Петербург) – в нем были зафиксированы превышения по кислотности. Скорее всего, для изготовления этого мороженого использовалось несвежее молочное сырье. Однако значения других показателей, отвечающих за свежесть сырья (перекисное и кислотное числа), были в норме у всех образцов.

2. По количеству углеводов и сахара нарушений зафиксировано не было. Меньше всего сахарозы – в пломбире «Богородский хладокомбинат» (МО), а больше всего – в пломбире «Гроспирон» (Новосибирская область). Подробнее о содержании сахара в мороженом и о том, можно ли есть этот высококалорийный продукт без вреда для здоровья, читайте ЗДЕСЬ.

3. Все мороженое оказалось хорошо взбитым.

4. Мороженое 13 торговых марок соответствовало стандарту Роскачества по показателю СОМО.

СОМО – сухой обезжиренный молочный остаток. В случае с мороженым – это белок, лактоза (молочный сахар) и минералы. Стандарт Роскачества установил, что сухого обезжиренного молочного остатка в пломбире должно быть от 9 до 10 % (±0,4). Этот показатель напрямую влияет на способность взбиваться и таять, на консистенцию и структуру мороженого. Оптимальное значение СОМО способствует формированию кремообразной консистенции и структуры мороженого без органолептически ощутимых кристаллов льда. Если значение СОМО слишком низкое, мороженое будет плохо взбиваться, а его структура может стать рыхлой, песчанистой, «снежистой», с наличием ощутимых кристаллов; может появиться посторонний привкус. Как указала Антонина Творогова, эксперт ВНИХИ, при содержании 6 % СОМО в мороженом и вовсе станет ярко выражен «пустой» вкус. Так, меньшее содержание СОМО свидетельствует об «экономном» изготовителе. Если же значение СОМО высокое – консистенция продукта станет слишком плотной, тестообразной; могут образоваться кристаллы лактозы, появиться песчанистость.

5. Топ-5 по органолептике среди товаров без нарушений составили пломбиры «Чистая линия» (5,1 балла), «Вологодский пломбир» (5 баллов), «Филевский» («Айсбери», 4,95 балла), «Настоящий пломбир» (ИП Шибаланская А.А., 4,6 балла), «Русский Холод» и «Коровка из Кореновки» (по 4,5 балла).

Любопытно, что высшую оценку в 5,5 балла за органолептику получили товары с нарушениями «Ваш пломбир» (заниженная жирность) и «Село Зеленое» (недовес). У экспертов не возникло претензий к цвету исследованного мороженого. Вместе с тем, много оценок было снижено за консистенцию, структуру и внешний вид пломбиров. Что касается вкуса и запаха мороженого, высшим баллом за этот параметр эксперты не наградили ни один пломбир. Любопытно, что три верхние позиции вновь заняли товары с нарушениями. А самые вкусные пломбиры без нарушений – это «Русский Холод», «Чистая линия», «Филевский», «Настоящий пломбир» (ИП Шибаланская А.А.) и «Коровка из Кореновки».

(Источник: roskachestvo.gov.ru).