Яблочный сок – популярный напиток на праздничном столе, от которого не откажутся ни взрослые, ни дети. На что надо обратить внимание при покупке

 

Яблочный сок – один из наиболее популярных соков у россиян.

Согласно опросу пользователей Рунета, 23% респондентов считают его и вовсе самым популярным. Яблочный сок обогнал даже апельсиновый (за него проголосовали 19% опрошенных) и мультифруктовый (14% голосов) соки. Руководитель проекта по качеству Российского союза производителей соков Людмила Хомич рассказывает главные правила выбора яблочного сока. 

 

Что показало исследование рынка яблочного сока в России

 

Напомним, что в рамках веерного исследования экспертами Роскачества был изучен яблочный сок (восстановленный и прямого отжима) 33 популярных на российском рынке торговых марок. Испытания проводились по 38 показателям качества и безопасности. 
 
Практически вся продукция – российского происхождения (производилась в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Самарской и Смоленской областях, Алтайском и Краснодарском краях, Республике Адыгея, а также в Москве и Санкт-Петербурге). Исключение составили товары четырех импортных торговых марок: из Армении, Беларуси, Сербии и Франции. 
 
Стоимость сока на момент закупки составила от 39 до 323,82 рубля за 1 литр (в исследовании была представлена продукция в упаковках объемом от 200 мл до 2 л). По результатам испытаний большая часть продукции – товары 21 торговой марки – соответствует повышенным требованиям Роскачества.
 
Стандарт Российской системы качества для яблочного сока содержит дополнительные требования к физико-химическим показателям (количеству глюкозы, фруктозы, сахарозы, сорбита и яблочной кислоты), характерным для яблочного сока. Также в яблочном соке, претендующем на российский Знак качества, недопустимы консерванты, красители и подсластители. Уровень локализации производства для присуждения российского Знака качества яблочному соку должен быть не ниже 30%.
 
Плюс товары еще четырех торговых марок соответствовали бы повышенным требованиям, если бы не упаковка. Их производители разлили соки либо в неудобную упаковку, либо в стеклянную тару (в стеклянной таре сок может под воздействием света быстрее портиться и «стареть»). Так как удобство упаковки – важная потребительская характеристика, итоговый балл этих товаров был снижен.
 
Несколько позитивных выводов:
 
  • Сок изготавливали из здоровых, не зараженных болезнями и нетоксичных яблок. Весь исследованный яблочный сок – безопасный.
  • В исследованном яблочном соке нет сахарозаменителей и подсластителей.
  • Производители не подкрашивают яблочный сок синтетическими красителями.
  • В исследованном яблочном соке не нашли консервантов (бензойной и сорбиновой кислот).
  • Для производства сока большинства торговых марок использовалась хорошо подготовленная вода.
  • К органолептическим показателям большей части соков у экспертов не возникло никаких претензий.
 
В исследованном яблочном соке не было никаких посторонних примесей: растительного происхождения, минеральных или каких-либо других. Значит, яблочки, из которых производили сок, были чистыми. В осветленном соке оценивали массовую долю осадка. Согласно ТР ТС 023/2011 осадка должно быть не более 0,3%. Никаких несоответствий здесь не было. Если производитель заявлял, что в соке есть мякоть, эксперты смотрели, действительно ли она там есть и в каком количестве. Так, для соков с мякотью ее объем должен быть не менее 8%. Никто из производителей не допустил несоответствия.
 
Упаковка у всего исследованного сока была герметичной, хотя в некоторых случаях и не очень удобной. При этом, производители налили в упаковку ровно столько сока, сколько заявили.
 
Единственная ложка дегтя – это разбавление яблочного сока. С большой долей вероятности сок под торговыми марками «ДжусТим», «Персона», «Полезный» и «Удачный день» – это не сок, а продукты с содержанием сока, которые должны быть дешевле сока. Однако эти четыре продукта находятся в середине рейтинга по цене. К слову, вопреки названию одного из этих товаров, они менее полезные, чем другие соки, принявшие участие в исследовании.
 
Кстати, цена – вновь не показатель качества в этой категории продукции. Как самые дорогие, так и самые дешевые соки, принявшие участие в исследовании, получили высокие баллы. Топ-3 самых дешевых яблочных соков составили «Дары Кубани» (39 рублей, 5 баллов), «Волжский Посад» (39,9 рубля, 5 баллов) и «Удачный» (39,99 рубля, 4,5 балла). Топ-3 самых дорогих соков составили Granini (323,82 рубля, 4,65 балла), Pago (203,65 рубля, 4,65 балла) и Swell (166,67 рубля, 4,515 балла). Сокам Granini и Pago общий балл был снижен как раз за стеклянную тару.
 
 

Советы эксперта, как выбрать хороший яблочный сок в магазине

 
 
Срок годности. Убедитесь, что яблочный сок не просрочен: найдите на упаковке его срок годности. Также нелишним будет найти информацию, как следует хранить продукт после вскрытия упаковки.
 
Внешний вид упаковки. Внимательно изучите целостность пакета: он не должен быть мятым, вскрытым или поврежденным. Стеклянная бутылка должна быть герметична. Только целостность упаковки гарантирует надлежащее качество и безопасность сока. Как показали результаты испытаний яблочного сока, весь исследованный сок был разлит в герметичную упаковку. 
 
Маркировка. При покупке яблочного сока обязательно обращайте внимание на надписи на упаковке. В маркировке продукта должно быть указано:
 
  • Наименование продукта. Правильные варианты наименований: «Яблочный сок», «Сок яблочный» или «Сок из яблок».
  • Вид сока. Указывается в наименовании или вблизи него: «Прямого отжима» или «Восстановленный» (или «Изготовленный из концентрированного сока/пюре»).
  • Пищевая ценность. Обязательно указание содержания углеводов и энергетической ценности (в кДж и в ккал) либо в 100 граммах или 100 миллилитрах, либо в одной порции продукта (с указанием размера порции).
  • Изготовитель и адрес производства. На упаковке сока должно быть указано наименование изготовителя и его местонахождение (определяется местом регистрации юридического лица). При несовпадении с адресом изготовителя также указывается адрес производства.
Состав яблочного сока разрешается не указывать. Но если он есть, то должен выглядеть так: «Состав: яблочный сок» или «Состав: яблочный сок, яблочное пюре». На восстановленных соках вблизи указания состава обязательно добавляется надпись «Изготовлен из концентрированного сока/пюре».
 
Если сок предназначен для детского питания, то на упаковке в наименовании или вблизи него должна присутствовать надпись «Для детского питания» или аналогичная ей.
 
Обращайте внимание на надписи «С мякотью» или «Осветленный», если они есть на упаковке. Это поможет выбрать продукт по вкусу. Осветленный яблочный сок – прозрачный, массовая доля осадка в нем не превышает 0,3%. Яблочный сок с мякотью – сок, содержащий более 8% мякоти яблок от общего объема сока.
 
На этикетке яблочного сока может быть надпись «Без добавления сахара». Так как яблоки и сок из них содержат природные сахара, сахар в сок не добавляется. Вместе с этой надписью на упаковке также должно быть написано: «Содержит сахара природного (естественного) происхождения». Надпись «Без сахара» – не допускается.
 
(Источник: roskachestvo.gov.ru. Фото: pixabay.com. Einladung_zum_Essen).