30 августа 2013 в 12:22

Трактор как исторический артефакт

ДЗЕН

В Ленинградской области предполагается создать музейный комплекс машинно­тракторной станции 40-х – 50-х гг. ХХ века

Кто знает, где находятся образцы сельскохозяйственной техники того времени – конные косилки, грабли, жнейки, льномялки, сеялки, молотилки, трактора, комбайны, а также оборудование ремонтных мастерских и прочее, – просим сообщать в Санкт¬Петербургский государственный Аграрный университет в городе Пушкине». С этим обращением обратился к нам известный собиратель предметов старины, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Иван Александрович Фоминых.

НАЙТИ СЕГОДНЯ –

ЗАВТРА БУДЕТ

ПОЗДНО

«Я предлагаю и горю желанием лично заниматься созданием в нашем крае музейного комплекса «МТС первых пятилеток», – указал в обращении Иван Фоминых. – Готов заниматься реализацией этого проекта. Для этого мне необходимо немногое: во¬первых, нужны небольшие средства для связи с регионами Северо­Запада, во¬вторых, при обнаружении объектов сельхозтехники потребуются средства для их приобретения и перевозки на площадку, где будет организован музей».

За плечами Ивана Александровича – многолетняя собирательская работа, создание передвижного музея редких вещей, более сотни выставок. Экспонаты из его коллекции представляют квартиру петербургского жителя и комнату­мастерскую швеи¬модистки, прежнюю кухню и рукоделие наших бабушек, жизнь школьной учительницы и быт гимназиста.

«Мой девиз – «Найти сегодня – завтра будет поздно», – говорит коллекционер и добавляет: время безжалостно расправляется с предметами быта прошлого, которые мы должны сохранить для будущих поколений. Писатель Даниил Александрович Гранин, познакомившись однажды с коллекцией Ивана Фоминых, написал потом: «Счастье, что есть в Ленинграде такой человек, как Иван Александрович Фоминых – поэт и романтик прошлого быта».

«Ни цари, ни дворцы меня не интересуют – меня волнует мещанский и крестьянский быт. Что там дворцы – там все одинаковое, только фамилии разные. Жили десять человек, а обслуживала их сотня слуг, и нигде о них в музеях ни слова нет! Разве это справедливо? Где слово о простом народе?» – восклицает Иван Фоминых.

Давняя страсть Ивана Александровича, слесаря по профессии, – история и сохранение памятников науки и техники. «Вот моя статья в газете «Комсомольская правда», опубликованная еще в апреле 1980 года», – показывает Иван Александрович пожелтевшую вырезку из домашнего архива. Заголовок, не потерявший актуальности и сегодня, гласит: «Сохраним наши реликвии!».

«Время делаем машины памятниками, – писал тогда в газете Иван Фоминых. – Машины делают памятниками люди. Для этого надо уметь чувствовать время, надо дорожить историей своей страны».

Иван Фоминых с давних пор, еще с конца 1970¬х годов, когда он был сотрудником Государственного музея истории Ленинграда, занимался поиском старинной техники. Именно тогда ему удалось разыскать трактор первого выпуска «Фордзон¬путиловец» – он тридцать лет ржавел, брошенный в лесу.

«Занимаясь еще в 1970¬х годах поиском памятников науки и техники в связи с планируемым созданием такого музея в Ленинграде, я обнаружил, что в музее Кировского завода нет главного экспоната – легендарного «Фордзона­путиловца»! – рассказал Иван Фоминых. – Даже колеса или штурвала от «ФП» там не оказалось. Я был поражен. А ведь я видел его «живым», на родине, в Кировской области, когда мне было лет десять...

Четыре года поисков! И вот нашелся все­таки он в Эстонии, но не тот, путиловский, а американский. Через год­полтора я обнаружил и наш «Фордзон¬путиловец» – в Конаковском районе Калининской (Тверской) области. О «находке века» говорила тогда едва ли не вся пресса страны. Да, это был он, первенец «Путиловец», как подтвердили ветераны завода…»

В ту пору энтузиасты разных возрастов в ответ на обращение музея истории Ленинграда принесли огромное количество исторических артефактов – от старых мотоциклов до штурвалов, якорей, винтов и прочего.

«А дальше… дело застопорилось, – говорилось в уже упомянутой статье Ивана Фоминых в 1980 году. – Уникальные находки негде размещать. В Петропавловской крепости – на этой огромной музейной территории – не нашлось места для хранения крупных технических экспонатов. Так и лежат сейчас в одной куче за стенами крепости под открытым небом токарные станки и зенитные орудия, корабельные якоря и автомашины…»

КУДА ПРОПАДАЕТ СТАРАЯ ТЕХНИКА

Столкнувшись с трудностями, Иван Александрович никогда не опускал руки. Ведь его жизненное кредо: «Никому не служу, ни о чем не тужу». Не получилось в Ленинграде – получится в области. В декабре 1984 года в разделе «Пулковский меридиан» газеты «Ленинградская правда» появляется новая статья Фоминых под названием «Мемориал, которого не было» – под рубрикой «Рождается музей».

«Время быстротечно, – отмечал коллекционер. – Особенно применительно к технике. То, чем широко пользовались на производстве, в сельском хозяйстве, быту, в какой­то момент оказывается никому не нужной грудой металла. Но ведь в металл этот заложен немалый человеческий труд. Больше того. Устарелые механизмы когда­то являли собой наивысший взлет конструкторской и инженерной мысли».

Причем если отдельные образчики старой промышленной техники еще можно встретить в музеях, то сельскохозяйственной технике повезло гораздо меньше. Она просто исчезла, остались только запомнившиеся людям старшего поколения названия – жатка, молотилка, сеялка, сноповязка, соломорезка, конный привод.

Иван Фоминых напоминал, что одна из первых машинно­тракторных станций (МТС) была организована в 1929 году в деревне Малые Колпаны тогдашнего Красногвардейского (ныне Гатчинского) района Ленинградской области. Именно там, на базе районного производственного объединения «Сельхозтехника», по решению исполкома Гатчинского райсовета предполагалось создать музейный комплекс машинно­тракторной станции образца 1930 года.

В голове у Ивана Фоминых музей был уже полностью «выстроен»:

«В нем намечено воссоздать машинный двор, укрытый специальным навесом, механическую ремонтную мастерскую с токарным станком марки «ДИП», работающим от трансмиссии, и другим оборудованием, а также кузницу. Одним из главных экспонатов будет трактор «Фордзон», который удалось недавно разыскать… Машинно¬тракторная станция, как и полвека назад, будет оснащена легендарными автомашинами ГАЗ¬АА и ЗИС¬5. Их отреставрирует и поставит на ход молодежь «Сельхозтехники».

Сейчас следопыты и энтузиасты активно ищут машины и механизмы, работавшие в довоенные годы на колхозных полях. Поиск этот труден, сложен, но тем и интересен. Старые сельхозмашины обнаруживаются в самых неожиданных местах… Для будущего мемориала МТС уже собрано более десятка сельхозмашин и механизмов. Поиски продолжаются. При этом, как показывает опыт, особенно сложно разыскивать оборудование довоенной мастерской и кузницы – станки сверлильный, фрезерный, токарный «ДИП», трансмиссию, кузнечный инвентарь и инструмент. Здесь основная надежда на сельских старожилов, на бывших механизаторов, кузнецов, инженеров».

Увы, и тогда идею создания музея МТС не удалось реализовать. Тогда Иван Александрович создал музей сельхозтехники в своей родной Вятке Кировской области. «Дали объявления в газетах, были выступления по телевидению, и вскоре стали поступать сигналы: там во дворе что­то стоит, там в лесу валяется, – рассказывает коллекционер. – Мне выделили грузовую машину, и я объезжал все эти адреса. Нашел до пятидесяти единиц, правда, отреставрировали до заводского вида только десять».

СОБРАТЬ ТО, ЧТО СЛУЧАЙНО УЦЕЛЕЛО

Теперь, как уверен Иван Александрович, создать такой музей хотя и сложнее, чем прежде, но не менее важно. Если в 1980¬х годах образцы старой техники еще не были особой редкостью, то потом все то, что считалось железным хламом, было сдано в металлолом! «Если мы за год найдем две­три единицы, это уже будет замечательно!» – считает коллекционер.

Первым шагом, уверен Фоминых, должно быть обращение ко всем районам Ленинградской области с просьбой сообщить, где можно найти какие­либо образцы старой сельскохозяйственной техники.

«У нас столько районов в области! – восклицает Иван Александрович. ¬ Неужели же мы не найдем в каждом из них хотя бы какой­то раритет… Остается надеяться только на то, что случайно уцелело. Надо обращаться к лесникам, охотникам, грибникам, бывшим механикам, работавших в совхозах и колхозах. Время уходит. Каждый день дорог».

Задел уже сделан. В коллекции Ивана Фоминых уже есть несколько экспонатов для будущего музея. Борона, конная косилка, грабли и плуг хранятся в его музее­усадьбе «Сельское подворье XIX – начала ХХ века» близ деревни Поги Тосненского района – на территории подсобного хозяйства царскосельского Софийского собора.

«Все артефакты привезены сюда из Кировской области, – рассказал коллекционер. – Тогда я за три недели насобирал целый КамАЗ – две тонны груза. Отыскал сельскую утварь, предметы обихода. Всего около тысячи предметов. Там у меня есть все – от крынки до кровати. И так все сложилось, что внутри получилась настоящая сельская изба начала прошлого века.

Выглядит настолько правдоподобно, что, когда однажды пришла экскурсия, у меня спросили: «А вы давно здесь живете?» Там, действительно, все живое: и кровать, и сундук, и гармонь с гармошкой. Как будто бы семья вышла на пять минут из дома. Было бы очень хорошо, если огородить участок жердями, устроить огород, сделать колодец­журавль. Чтобы все выглядело по¬настоящему».

Цел и трактор «Фордзон», который Иван Фоминых передал в свое время в Музей истории Ленинграда. Он хранился в его «советском отделе». Правда, несколько лет уникальная реликвия находилась в глухом дворе вместе с другой находкой Фоминых – прожектором времен войны, а потом его спрятали от людских глаз как «неукомплектованный». Теперь трактор находится в Государственном Аграрном университете в Пушкине…

Одним словом, задача создания музея сельхозтехники в Ленинградской области – сложная, но в ней нет ничего невозможного. Известно, что уже делаются шаги по созданию Музея сельскохозяйственной техники Северо­Западной машиноиспытательной станции в деревне Калитино.

Подобные музеи в России есть. Первый музей сельскохозяйственной техники появился лет пять назад в Ростовской области. Там представлены ретротрактора, паровые машины, молотилки, плуги и прочие орудия труда начала XX века. В прошлом году стало известно о намерении создать музей сельхозтехники в Пензенской области. В Чебоксарах действует Научно­технический музей истории трактора – уникальный и единственный в своем роде в России музей. Его экспозиция дает полное представление об истории становления и развития российского и мирового тракторостроения.

P.S. Всех, кто знает, где находятся исторические образцы сельскохозяйственной техники, Иван Александрович Фоминых просит обращаться к нему лично по тел. 8¬911¬189¬13¬38. За адрес качественного объекта – вознаграждение.

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Фото автора

Источник: vesty.spb.ru

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ