Проблемы преследуют французских виноградарей - до пожаров им пришлось столкнуться с заморозками и засухой.
За несколько недель до сбора винограда пожар безжалостно пронесся по французскому департаменту Од, превратив в пепел обширные участки виноградников, пишет французское информационное агентство AFP.
Виноградари пребывают в растерянности среди обугленных лоз и сгоревших мечтаний. «Пройдёт сорок лет, прежде чем мы снова сможем наслаждаться вином такого качества», - мрачно говорят они. Некоторые лозы сгорели полностью, в то время как другие, уцелевшие после пожара, грозят придать вину дымный привкус. Многие обгоревшие лозы будут выкорчеваны, что станет болезненным событием как для виноградарей, так и для будущих поколений, поскольку виноградники служат ценными естественными барьерами от огня.
Пожары на юге Франции серьёзно затронули фермеров и виноделов. Хотя пожары сейчас взяты под контроль, ущерб обширен. Листья и лозы сгорели или обгорели по краям. Префект департамента Од оценивает потери в 800–900 гектаров виноградников в зоне пожара, которая, по данным службы гражданской обороны, охватывает почти 17 000 гектаров.
«Это настоящее отчаяние», - заявил Фабьен Вернь AFP. Он винодел в третьем поколении и владеет двадцатью гектарами в Турниссане. «Эти виноградники сира и гренаш нуар были моей драгоценностью. Весь многолетний труд превратился в дым за час. Если нам не помогут, мы не оправимся».
Опытный винодел Хьюг Морен тоже с унынием смотрит на свои лозы, посаженные его бабушкой и дедушкой в 1936 году. «Мне придётся их выкорчевать; это разрывает мне сердце». Его семь гектаров обычно приносят ему от 10 000 до 12 000 евро в год.
В Сен-Лоране, одной из трёх коммун, снабжающих кооператив Cellier des Demoiselles, восемьдесят процентов виноградников полностью или частично уничтожены пожарами. «В 2022 году у нас были заморозки, в 2023 и 2024 годах – засуха, а в этом году – пожар. Мы словно прокляты», – резюмирует директор Анаэль Пайру. Что касается оставшихся двадцати процентов, ещё предстоит выяснить, удастся ли винифицировать виноград без потери качества: «Нам нужно посмотреть, насколько хорошо он сохранит дымный аромат».
Многие работники винодельни также потеряли тракторы, повозки и другое оборудование. Это уже третий пожар, поразивший их виноградники с начала лета, годовой объём производства которых составляет от 10 000 до 15 000 гектолитров.
Пока ещё слишком рано давать полную оценку ущерба, говорит энолог Матьё Дюберне, основатель лаборатории в Нарбонне: «Частично повреждённые лозы ещё могут восстановиться в ближайшие годы. Однако виноград легко впитывает запах дыма, и это плохо для вина. Поэтому некоторые виноградники уже не спасти, но урожай определённо будет в 2025 году». Хотя есть большая вероятность, что вино приобретёт дымный привкус, Дюберне сохраняет оптимизм: «У нас есть методы, позволяющие восстановить баланс ароматов».
Выкорчёвывание обгоревших виноградных лоз ведёт и к ещё одному последствию: потере естественного противопожарного барьера. Виноградные лозы содержат много влаги и не горят. В отличие от лесов, где верхушки деревьев, помимо прочего, образуют сплошной огнеопасный ковёр, в виноградниках пламя распространяется гораздо медленнее из-за низких, открытых насаждений и часто голой почвы. После того, как каждый ряд выгорает, огонь теряет силу.
В последние годы эта защита в Оде ослабла из-за масштабной вырубки виноградников по экономическим причинам и из-за излишков винограда. Многие виноградники были заменены лесами. «Если мы не сохраним виноградники в Корбьере, в тот день, когда в Лаграссе вспыхнет пожар, он доберётся до моря», - предупреждает Себастьен Пла, депутат парламента и сам винодел. Лаграсс, один из очагов пожара, расположен примерно в сорока километрах от побережья. «Виноградник - лучший огнетушитель», почеркнул он.
Источник: AFP.