10 причин отсутствия российских органических продуктов на полках супермаркетов
По данным Союза органического земледелия (СОЗ), российский рынок органической сельхозпродукции оценивается приблизительно в 10,240 млрд рублей, около 90% из них – это импортная продукция из запрещенных санкциями стран.
Основные каналы продаж органической продукции в РФ – это интернет, специализированные магазины. Несмотря на растущий спрос, супермаркеты и гипермаркеты пока не стали в России основными каналами продаж. Прирост отечественной органической продукции в супермаркетах и гипермаркетах близок к нулю. Там продается сертифицированная импортная органическая продукция.
В то же время в мире супермаркеты и гипермаркеты – это основные каналы продаж органической продукции. Они же выступают локомотивом развития рынка. Например, в Китае, рынок органической продукции которого на 4 месте в мире с объемом 2,58 млрд долл., по данным Organic Trade Association, 75% потребителей делают покупки органических продуктов в супермаркетах, 51% - в гипермаркетах.
Как показала 4-я конференция «Экопродукция в ритейле: путь к потребителю», в России ни фермеры, ни торговые сети не готовы к сотрудничеству. Исключения составляют лишь сети с повышенными требованиями к качеству, которым нужен элитный эксклюзивный товар.
«В сегодняшних реалиях фермеры не могут выполнить требования торговых сетей. Они продают продукцию «с поля». Фермерам, которые хотят стать на полки супермаркетов необходимы дополнительные инвестиции на обеспечение требований торговых сетей – предпродажную подготовку, транспортировку, хранение, юридическое и электронное сопровождение работы и т.д. При этом к фермерам предъявляются такие же требования, как к крупному агрохоллдингу с большим бюджетом и штатом сотрудников. Риски очень высокие. Штрафы превышают стоимость контракта. Для выхода на объем фермер должен инвестировать около 50% стоимости контракта. Выход в плюс – через 2-3 года. А будет ли он дальше работать с супермаркетом определяется в первые полгода», - отметил Исполнительный директор СОЗ Роман Гуров, выступая на конференции.
В пример он привел, картофель, выращенный органическим способом. У фермера-производителя есть два варианта, рассуждал эксперт:
Он выращивает и продает продукцию через интернет и небольшие магазины. Цена в рознице 100 руб./кг, закупочная цена - 50-60 руб./кг. Объем реализации - 40-50 тонн в год. Риски небольшие, маржинальность высокая. Дополнительных инвестиций для сбыта не требуется. Фермер продает продукцию в супермаркет. Производит 120 тонн в год (требование супермаркета по минимальному объему). Закупочная цена -40-50 руб./кг. Цена контракта 5-6 млн руб. в год. Требуемые дополнительные инвестиции - минимум 2-3 млн руб. Окупить вложения можно через 3 сезона при хорошем раскладе. А контракт может быть расторгнут в первый же год, плюс штрафы.«Продавая органическую сельхозпродукцию самостоятельно и через мелкие магазины, фермеры зарабатывают больше, рискуют меньше. Это выгоднее, даже несмотря на небольшие объемы реализации», - подытожил г-н Гуров.
Это грозит тем, что место на полках в сетях займут Белоруссия и Китай, а отечественные производители так и останутся в интернете и небольших магазинах, локальной торговле, считают в СОЗ.
Основные условия поставок продукции в торговые сети
Требования сетей |
Ограничения экофермеров |
Требования к постоянству в качестве |
Фермерскую продукцию трудно производить с одинаковым качеством (например, молоко в разные сезоны может быть разного вкуса в зависимости от питания коров) |
Требования по соблюдению сроков |
Фермеры не привыкли работать системно и командно, срывают сроки |
Договор супермаркета (более 300 страниц с миллионными штрафами) |
У фермера нет штата юристов, способных оценить риски |
Электронный документооборот документооборота. |
Требуется дополнительный специалист, который будет поддерживать электронный документооборот |
Стандартная отсрочка платежей до 90 дней |
Не все фермеры готовы выполнять |
Калибровка продукции, отбраковке |
Фермеры не готовы к жестким требованиям к отбраковке (теряется до 60% урожая), остальную продукцию им уже не сбыть |
Фасовка |
Требуется дополнительное оборудование для фасовки |
Упаковка/этикетка разработана супермаркетом. Изготовление, нанесение производителем за свой счёт |
Требуется дополнительное оборудование для упаковки |
Штрихкодирование |
Требуется дополнительное оборудование для штрихкодирования |
Доставка до «двери» (в супермаркет либо в распределительный центр) |
У фермеров нет автопарка |
Соблюдение температурного режима при транспортировке и хранении |
Требуется собственный автопарк |
Поскольку российский экорынок развит слабо, основными претендентами на импортозамещение органической сельхозпродукции выступают более мобильные страны ЕврАзЭс (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргыстан) и Китай.
Рынок органической сельхозпродукции в России растет на 10-15% ежегодно. К 2020 году он достигнет не менее 18 млрд руб., полагают в пресс-службе СОЗ. Страны ЕврАзЭС могут занять около 30% рынка, или 6-7 млрд руб.
«Для того чтобы защитить собственный рынок органической сельхозпродукции необходимо, во-первых, развивать локальные торговые сети, во-вторых, запускать массовое производство линеек органической продукции при крупных агрохолдингах, которые уже работают с федеральными торговыми сетями, - предложил г-н Гуров. - Ограничение для агрохолдингов по производству экопродукции – это отсутствие команды специалистов и обкатанных технологий. Реально из отечественной органической продукции в ближайшие годы мы можем увидеть на полках в торговых сетях лишь товары, производство которых не требует дополнительных инвестиций (оборудования, транспорта). Например, продукцию из зерновых - каши, мука, макароны», - отметил эксперт.