Одним из самых эффективных инсектицидов против соевой тли является продукт от BASF, но его запасы у канадских соеводов ограничены. Впрочем, остается надежда на насекомых-энтомофагов
Соевая тля достигает экономического порога вредоносности в канадской Манитобе, сообщает портал www.manitobacooperator.ca. Развитие растение сои в этом году шло очень быстро и соя уже приближается к стадии формирования семян в стручке (R5), в то время как применение инсектицидов против соевой тли обосновано от стадий R1 (начало цветения) до стадии роста R5 (начальное семя).
Некоторые компании по защите растений, которые внимательно следят за местными поставками инсектицидов, сообщают, что проблемы с цепочкой поставок сохраняются, а растущий спрос привел к сокращению запасов.
Производители сои хотят купить в основном инсектицид Sefina от BASF, который является первым в своем роде продуктом нового химического класса – пиропены, но запасы очень ограничены, и для контроля тли производители прибегают к пиретроидному продукту.
Некоторые препараты для обработки семян содержат инсектицидный компонент, принадлежащий к группе неоникотиноидов, и зарегистрированы для борьбы с соевой тлей. Однако эффективность при обработке семян непостоянна, и обработка семян применяется до того, как станет известно, будет ли контроль подобного рода экономически выгодным.
Остаточная активность системных неоникотиноидных обработок семян прекращается через 35-42 дня после посева по мере увеличения биомассы растений. Когда популяции соевой тли высоки, количество вредителей может продолжать увеличиваться после снижения активности обработки семян инсектицидами и достигать порога экономического вреда (250 тлей на растение) позже в течение сезона.
Соевая тля является потенциальным вредителем только растений сои, переживает зиму в стадии яйца, а облепиха – единственный хозяин для зимовки. Есть два или три поколения бескрылых самок, прежде чем крылатое поколение покинет облепиху в поисках соевых бобов.
Соевая тля мелкая, светло-желтая с черными «рожками», у взрослых крылатых особей черная голова и грудная клетка. Этого вредителя легко не заметить во время полевого обхода, спутав с пыльцой или мусором.
Когда соевая тля колонизирует сою, зависит от климата. В более северных территориях обычно не происходит колонизации до цветения (стадия развития сои R1). Таким образом, важно отбирать пробы не реже одного раза в неделю после цветения и включать наблюдения, специфичные для соевой тли.
Соевая тля повреждает растения, высасывая сок из растительных тканей. При более высоком уровне тли растения желтеют, чахнут, снижается число стручков и семян. Тля переваривает только около 10% питательных веществ, которые потребляет, остальное выделяется в виде липкого вещества, известного как медвяная роса. Эта медвяная роса в отсутствие дождя собирается на поверхности листьев и действует как субстрат для сажистого гриба.
При отсутствии агрохимических обработок в отдельные годы на сое можно отметить высокий уровень естественных врагов – хищных насекомых.
Божьи коровки, златоглазки и личинки журчалок – вот основные охотники на тлю.
Исследование, изучающее показатели хищничества двух видов божьих коровок на соевых тлях, показало, что у семипятнистой божьей коровки (Coccinella septempunctata) личинки третьего возраста могут потреблять до 105 тлей в день каждая, взрослые самки до 115 соевых тлей в день, каждый взрослый самец съест 78 тлей в день при высокой численности соевой тли. У разноцветной азиатской божьей коровки (Harmonia axyridis) личинки третьего возраста могут потреблять до 112 тлей в день каждая, взрослые самки до 95 соевых тлей в день, каждый взрослый самец - до 53 тлей в день.
Журчалки в среднем съедают 17 тлей в день, личинки златоглазки до 36 тлей ежедневно.
Фото: Дмитрий Лукьянов.