Из-за небольшого количества опубликованной информации об устойчивости сортов картофеля к черной парше производители не могут использовать генетику для минимизации воздействия патогенов Rhizoctonia solani на растущую культуру, поскольку это не является приоритетом для селекционеров. Поэтому меры по защите картофеля от черной парши сосредоточены на качестве посевного материала, протравителях, фунгицидах и управлении почвой.
Возбудитель черной парши картофеля Rhizoctonia solani представляет собой комплекс разнообразных почвенных патогенов, классифицируемых по различным группам анастомозов (anastomosis groups - AG) на основе их биологии, генетики и характеристик патогенности. Последнее значимое исследование этих групп, влияющих на урожай картофеля, в Великобритании было проведено Джеймсом Вудхоллом в Университете Харпера Адамса в 2001-2003 годах. Анализ образцов из инфицированных клубней показал, что 92% изолятов относились к AG3PT, 7% — к AG2-1 и менее 1% — к AG5 и AG8.
Спустя десятилетие анализ почвы пшеничных полей в Англии, проведенный Мэттом Брауном из Ноттингемского университета, выявил более 67% случаев заражения AG2-1, а во многих образцах также содержался AG3. Это говорит о том, что севообороты картофеля не являются решением с черной паршой.
«В некоторых севооборотах выращивается больше видов растений, что обусловлено как продвижением покровных культур в экологических программах или большим количеством вариантов товарных культур. Теоретически такое разнообразие может снизить доступность болезнетворных микроорганизмов для восприимчивых культур, включая картофель. Однако AG2-1 наиболее опасен для капустных культур и может также колонизировать пшеницу, в то время как AG3 вряд ли можно искоренить севооборотом или покровными культурами, где зараженные остатки сохраняются на протяжении всей последовательности возделывания подходящих хозяев. Кроме того, многие фермы, выращивающие картофель в регенеративных системах, сокращают объемы нарушаемой почвы, и, как было показано, уменьшение обработки почвы способствует выживанию мицелия R. solani (свежих нитевидных структур) и склероциев (уплотненной мицелиальной массы) в почве», говорится в исследовании.
По словам доктора Мэтью Бэка, преподавателя нематологии в Университете Харпера Адамса, тип почвы является одним из ключевых факторов риска черной парши: «При наличии патоген наносит наибольший ущерб в прохладных и сухих/слегка влажных почвенных условиях (45% водоудерживающей способности). Заполненные воздухом поры идеально подходят для того, чтобы патоген мог нарастить свои гифальные сети после того, как он активируется химическими сигналами, испускаемыми корнями хозяина. Прохладные условия замедляют развитие картофеля, повышая риск заражения и развития язв стеблей и столонов, особенно до появления всходов. Зараженные семена также являются основным источником черной парши, а присутствие других вредителей и патогенов в почве может усугубить ее воздействие на урожай картофеля. Мы знаем, что питание картофельной цистообразующей нематодой приводит к увеличению числа инфекций столонов. Вероятно, это связано с усилением метаболической активности в корнях, вызванным местами питания нематод, что приводит к изменениям в корневых экссудатах».
Агроном и специалист по картофелю британской компании агроконсультаций Hutchinsons Эндрю Гудинсон говорит, что основными мерами контроля для снижения риска черной парши картофеля остаются правильные агрономические подходы в сочетании с применением почвенных и семенных фунгицидов. Кроме того, покупателю следует постараться получить наиболее полную информацию о семенном картофеле, чтобы принять более обоснованные решения об управлении семенным фондом после поставки, включая обработку семян против R. solani.
Не помешает самостоятельно провести фитодиагностику путем промывания образцов семенного картофеля и осмотра клубней на предмет явных признаков черной парши. Болезнь узнаваема по черным склероциям на поверхности, похожим на прилипшие кусочки земли. Однако в увеличительное стекло видно наличие патогена.
Планируя посадку, нужно иметь при себе историю поля, чтобы оценить, сколько инокулята может содержаться в почве. В случае повышенного риска ризоктониоза картофеля целесообразно использовать внутрибороздковые фунгициды, такие как азоксистробин или флуксапироксад, и сочетать это с обработкой семян.
Существуют жидкие варианты обработки семян на основе флутоланила, по мнению агронома, в будущем они станут гораздо популярнее: поскольку семена перед посадкой обрабатываются на роликовом столе, это освобождает от необходимости точного внесения фунгицидов в борозды при посадке. Однако на данный момент большинство фермеров по-прежнему используют порошковую формулу флутоланила, поскольку она обеспечивает определенную степень гибкости, особенно когда семена доставляются на ферму в последний момент. «Но какую бы обработку семян вы ни решили использовать, ее эффективность зависит от отличного покрытия», - подчеркивает агроном.
Последним фактором, который следует учитывать, являются условия посадки и достаточное раннее питание. Своевременная обработка почвы и подготовка посевного ложа, исключающие уплотнение почвы, - залог быстрого укоренения и раннего развития корней и побегов. Это поможет уберечь урожай от угрозы ризоктонии.
«Все, что может снизить стресс и стимулировать развитие растений картофеля, - это хорошо, и мы используем продукты на основе фосфитов. Полагаю, что биологические продукты будут играть все более важную роль в выращивании картофеля, но мы все еще изучаем, как и когда их лучше всего применять для достижения постоянного успеха», заключил эксперт.
По статье, опубликованной британской компанией агроконсультаций Hutchinsons.
Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.