🔹

Крупнейшим импортером российской пшеничной клейковины является Турция. За шесть месяцев в эту страну было поставлено 3,5 тысячи тонн продукта, что в 2,3 раза превышает показатель первого полугодия 2024 года. На втором месте - Саудовская Аравия, которая начала закупки глютена в сентябре 2024 года. За январь-июнь в королевство было экспортировано более 1 тысячи тонн продукта. Также в тройку крупнейших импортеров в текущем году входит Индия с объемом 825 тонн — в 12 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Кроме того, в числе покупателей российской клейковины в этом году — Израиль, Бразилия, Казахстан, Республика Корея, ЮАР, Вьетнам, Чили и множество других стран.

 - Несмотря на растущую популярность безглютеновой диеты, развитие пищевой промышленности и индустрии кормов для животных обеспечивает стабильный спрос на пшеничный белок. В 2024 году мировой импорт пшеничной клейковины превысил 1,1 миллиона тонн, что оценивается в 1,7 миллиарда долларов. Россия уже лидер в экспорте пшеницы и обладает всеми возможностями для расширения производства и поставок не только зерна, но и продукции его глубокой переработки, -отметил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин.

По словам президента Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал» Олега Радина, с 2020 года объемы производства пшеничного глютена в России выросли с 75 до 90 тысяч тонн. Такой рост связан с полным запуском работы ряда предприятий по переработке пшеницы. «Учитывая реализуемые и планируемые проекты, в ближайшие пять лет объемы производства глютена могут значительно увеличиться. Традиционными рынками сбыта остаются корма для непродуктивных животных и хлебопекарное производство. Кроме того, в России увеличивается использование глютена для производства кормов для рыб», – отметил Олег Радин.

За последние два года производители столкнулись с вызовами при перестройке экспортных рынков сбыта, отметил он. Если ранее Россия традиционно экспортировала пшеничный глютен в страны ЕС и Северной Америки, то сейчас доля Турции, стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии увеличивается. 

«Проблемы с валютными платежами и сложности в транспортно-логистической сфере негативно сказались на реализации российского продукта, что привело к значительному росту складских запасов. Однако начиная со второго квартала 2025 года ситуация начала улучшаться. В настоящее время отечественные компании смогли заключить долгосрочные контракты на сбыт продукции, в том числе и на экспорт», – сообщил Олег Радин. 

На это повлияли несколько факторов: увеличенный спрос со стороны российских потребителей за счет замещения импортных кормов локальным производством и разработкой новых рецептур, устойчивое снижение запасов глютена у европейских поставщиков на фоне роста спроса со стороны основных производителей рыбных кормов, в частности норвежских, а также замедление поставок пшеничного глютена из Китая и даже в некоторых случаях проявление интереса к закупкам иностранного глютена со стороны китайских компаний.

Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт».

Оригинал статьи на AgroXXI.ru