3 декабря в Московском музее современного искусства открывается выставка Айдан Салаховой

Площадка: Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, Гоголевский бульвар, дом 10

Пресс-показ: 3 декабря, понедельник, 13:00

Открытие:  4 декабря, вторник, 19:00

Даты проведения: 5 декабря - 20 января, 2013 года

В пространстве Московского музея современного искусства пройдет крупнейшая выставка художника Айдан Салаховой под названием «FASCINANS AND TREMENDUM» . Зрители увидят более пятидесяти работ: рисунки, живопись, мраморную скульптуру  и видео. Некоторые из них уже были представлена на 54-й Венецианской биеннале, но большая часть была создана художницей за последние три года и еще ни разу не выставлялась. Архаичные поэтические визуальные символы и образы женщин, покрытых чадрой, в интерпретации Айдан отсылают к исламским миниатюрам и византийским иконам и устанавливают особый контакт со зрителем.

«FASCINANS AND TREMENDUM»

Текст: Берал Мадра

Известная своими манящими изображениями покрытых чадрой женских фигур и обращением к религиозному и традиционному символизму, который вскрывает противоречия патриархального строя, Айдан исследует сложные и загадочные особенности женской натуры наших дней. Она приглашает зрителя проанализировать и выявить секретные коды патриархального подсознания и психоэмоционального напряжения. Эти коды поразительно похожи во всех культурах прошлого и настоящего.

Чадра, которая обозначает религиозную и социальную женскую идентичность в различных культурах начиная с античных времен, является главной метафорой в недавних работах Салаховой. Изображая чадру как стереотип восточности, она обращается к политическим, социальным, психологическим и духовным аспектам и исламского, и православного мира. Айдан использует архаичные поэтические визуальные символы, которые отсылают к исламским миниатюрам и византийским иконам и взывают к зрителю через образы женщин, покрытых или не покрытых чадрой.

Салахова стремится открыть несколько тем для обсуждения, в том числе: 1) сегодняшние споры об использовании чадры как символа или инструмента политики, 2) просвещенное или шовинистское мнение о женской идентичности, 3) сознательное и подсознательное мужского доминирования, 4) использованные символы (тело, руки, предметы) как средство для того, чтобы тщательно исследовать и подвергнуть сомнению системы, которые манипулируют и эскплуатируют женское тело в качестве объекта вуайеризма, наслаждения или самолюбования.

В сериях рисунков, живописи и скульптуры Айдан приковывает наш взгляд к рукам, единственной видимой части тела,  а не к лицу, скрытому под хеджабом. Гладкие белые руки с изящными волнующими жестами отображают душу и ум женщин больше, чем их лица - вот что имеет в виду Салахова.